Меню

Достопримечательности

Церковь великомученика Георгия Победоносца

Название: Церковь великомученика Георгия Победоносца ( в 1947—2008 — старообрядческая).  1886-1889 гг. Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Алешино.

Местонахождение: Егорьевский район, с. Алешино

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, выстроена на средства и стараниями Егорьевского городского головы  Никифора Михайловича Бардыгина в 1886-89 годах по проекту архитектора Ивана Тимофеевича Барютина. Одноглавый четверик с трапезной и колокольней. Освящена 22 октября (по старому стилю) 1889 года архиепископом Феоктистом в честь иконы Божией Матери Знамение.

Тяжеловесно пышное наружное убранство и детали характерны для местного купеческого строительства того времени. Все плоскости стен насыщены декорацией, стилизующей мотивы древней и новейшей архитектуры, рассчитанной на дальнюю точку восприятия. Отдельно стоявшая трехъярусная колокольня сохранилась в пределах первого яруса. 

Закрыта в 1930-х, колокольня сломана.

Открыта в 1947 г. и передана старообрядческой общине, освящена как Георгиевская в память закрытого старообрядческого храма в Егорьевске. После возвращения храма в Егорьевске старообрядцам возвращена РПЦ МП. Официально передана 05.12.2008, после передачи вновь освящена как Знаменская.

Церковь Рождества Христова

Название: Церковь Рождества Христова, 1896 г.

Местонахождение: Егорьевский район, с. Владычино

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Село Владычино упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. как «вотчина Коломенского Владыки». В то время в селе находилось два храма — Рождества Христова и теплая Покровская церковь. В писцовых книгах XVII вв. упоминается уже только Христорождественская церковь. 25 июня 1787 г. церковь сгорела. Удалось спасти утварь, облачения и книги. В сентябре того же года прихожане донесли в Коломенскую консисторию, что они купили праздно стоящую церковь в селе Шеино, и просили дозволения перенести ее в село. Святейший Синод дал на это разрешение.

В 1898 г. закончилось строительство каменного храма в честь Рождества Христова с Покровским приделом. В 1911 г. была пристроена каменная колокольня. Кирпичная церковь псевдорусского стиля, с трапезной. Второй престол Покровский.

В 1930-е гг. храм закрыли и разорили. Здание использовал колхоз «Борьба» под склад.

В 1999 г. при храме была зарегистрирована православная община.

Конспиративная квартира руководителя Егорьевской организации РСДРП Конина Григория Петровича

Название: Здание, где в 1905-1907 гг. находилась конспиративная квартира руководителя Егорьевской организации РСДРП Конина Григория Петровича

Местонахождение: г. Егорьевск, 8 Марта ул., 56/44

Подтверждающий документ: Решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Григорий Петрович Конин уроженец Рязанской губернии в детстве стал инвалидом, сломав руку на сельхозработах. В Егорьевске работал на Хлудовской фабрике. Очень много занимался самообразованием. В начале ХХ в. в Егорьевске создавали социал-демократические группы и кружки. В 1904 г. они объединились, под руководство Конина Г. П. Активными челанами РСДРП были Горшков И. И., Антипов К. А., Артёмов С. М., а также другие. Конин Г. П. стал секретарем уездной ячейки РСДРП. Грамотный и активный революционер Григорий Петрович получил приглашение на учебу в партийную школу в Париже, где одно время читали лекции Ленин и Крупская. Однако, имея на иждивении мать и сестру, Г. П. Конин отказался от эмиграции. В 1909 г. вышла социал-демократическая газета «Егорьевский рабочий», подпольно отпечатанная на гекторграфе, редактировал газету Конин Г. П. В том же  году его арестовали. Не обладая крепким здоровьем, Григорий Петрович спустя некоторое время умер в тюрьме. Его похороны в Егорьевске в 1910 году вылились в демонстрацию протеста.

Собор благоверного князя Александра Невского

Название: Собор благоверного князя Александра Невского, нач. 1880-х гг. – нач. ХХ в.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Александра Невского (Широкая)

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Действующий собор.

После покушения на жизнь Александра II 2 апреля 1879 г. Никифор Михайлович Бардыгин в городской думе предложил соорудить храм и часовню во имя Александра Невского в память неоднократного спасения царя. На улице Широкой возводится красивая часовня.

В 1880 г. Н. М. Бардыгин основывает новую трёхпрестольную тёплую церковь. Освещение произошло 1 октября 1897 г.

Начинал архитектор Н. Н. Вейс, после его смерти храм построен архитектором А. С. Каминским.

Величественный храм внушительных размеров, с многошатровым верхом и убранством псевдорусского стиля. Во внешнем облике его сочетаются композиционные принципы зодчества ХVII в с элементами классицизма: строгая симметрия, прямые линии, ровные ряды полуколонн. В храме три предела: главный – во имя святого Александра Невского и два боковых – во имя св. Петра и Павла и Знамения пресвятой Богородицы. Липовый иконостас византийского стиля исполнен  с замечательным искусством егорьевскими резчиками. Массивные паникадила, подсвечники, хоругви и лампады изготовил в Москве мастер Захряпин. 

Колокольня трёхярусная шатровая пристроена в 1913-14 гг. архитектором И. Т. Барютиным, придала законченный и величественный вид  храму.

В 30-е годы богослужения запретили. В 1939 году храм закрыли. После неоднократных просьб верующих храм открыли в 1946 г.

Храм стоит почти на границе старого и нового города, словно символ двух веков.

При Александро-Невском соборе в 1990-х годах в двухэтажном корпусе устроен Серафимосаровский крестильный храм.

Дом Бардыгина

Название: Дом Бардыгина, нач. ХХ в.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Александра Невского ул., 7/62 (быв. ул. Широкая)

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Налоговая инспекция по г. Егорьевску.

Здание нач. XIX в., реконструирована между 1904 г. и 1912 годами. 

Михаил Никифорович  унаследовал капитал и фабрики отца, работал на государственной службе почётным мировым судьей в Егорьевском суде. К 1914 г. имел титул действительного статского советника, что давало право на получение дворянского звания.

В 1919 г. фабрики национализировали, а Михаил Бардыгин стал работать мануфактур-советником в ВСНХ РСФСР. Но из-за угрозы ареста в 1922 (1923) г. эмигрировал вместе с семьёй. Умер в Ницце в 1933 г. Потомки затерялись во Франции и США.

Дом Дудочкина

Название: Дом Дудочкина, 1890-е гг.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Александра Невского ул., 15

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Образец местного деревянного зодчества. Деревянный дом на кирпичном фундаменте, обшит тесом, с широкими окнами, украшенными резными наличниками. Несколько лет назад наличники заменены новыми.

Дудочкин – купец, старообрядец, общественный деятель. Проживавший в данном доме Сергей Филиппович Дудочкин в начале XX века был гласным Егорьевской городской думы.

Троицкий-Мариинский монастырь

Название: Троицкий-Мариинский монастырь

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д.2

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Монастырь действующий.

Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь построен по заказу и на средства егорьевского городского главы, купца первой гильдии Никифора Бардыгина и открыт 29 августа 1900 г. к 3-й годовщине со дня смерти его жены Марии.  Строительные работы проводились архитектором И. Т. Барютиным. Внутреннее убранство восходило к традициям теремного зодчества эпохи царя Алексея Михайловича. Строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы началось в 1880 г. около деревянной церкви во имя великомученика Никиты, находящейся при городском кладбище Егорьевска. В 1883 г. церковь построили. На колокольне находилось пятнадцать колоколов. Большим украшением храма и города стали башенные часы на колокольне храма, игравшие мелодию каждую четверть часа. Это дар супруги Михаила Бардыгина Глафиры Васильевны. Плитка для пола была изготовлена специально в Санкт-Петербурге на заводе Виллеруа и Бох Метлах мастерами Кос и Дюрр, солея облицована белым мрамором. Кирпич для отопительного калорифера привезен из Германии. Для изготовления иконостаса привезли крымскую яблоню. Стены храма были вызолочены и украшены иконами и росписью в стиле ХVII века. В 1883 году были освящены Троицкий храм и его приделы: правый — во имя святителя Никифора Цареградского, левый — во имя преподобной Марии Египетской.

 Троицкий храм стал местом погребения городского головы Н. М. Бардыгина (скончался 13 ноября 1901 г.) После Октябрьской революции начались гонения на монастырь. Местная власть в 1929 г.  храм передала под краеведческий музей, а в 1940 г. разместила клуб авиатехучилища. Колокольню и купола снесли. Ещё в 70-е годы там проводили дискотеки и другие мероприятия.

В 1993 г. при Троицком храме образована община верующих, с 7 января 2000 г. в храме отслужили первую после закрытия литургию.

 При храме существует воскресная школа и Два ее филиала в деревнях района. Ежемесячно издается газета «Троицкий Вестник».

 Часовня Никиты Великомученика в Троицком Мариинском монастыре образована в башне в 2005 году в память разрушенной Никитской церкви.

Дом «Бардыгинский клуб»

Название: Дом жилой, нач. ХХ в., т.н. бывший «бардыгинский клуб»

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Карла Маркса ул., 26/28 (быв. ул. Зарайская)

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Дом пустует.

Деревянный дом с мезонином, на фундаменте, обшит тесом, окрашен в зеленый цвет.

Здание занимает угловое положение –  ул. К. Маркса (бывшая Зарайская) и Лейтенанта Шмидта (бывшая Поперечная).

В музее есть картина художника В. Е. Кузнецова  «Зеленый дом. Улица Карла Маркса» (холст, масло, 2002г.).

В 1909 г.  в здании по инициативе Михаила  Никифоровича Бардыгина (сын городского головы  Н.М. Бардыгина, продолживший его дело) открывается  бесплатная библиотека-читальня для служащих бардыгинских фабрик.  Заведовал библиотекой член  Императорского археологического общества Алексей Алексеевич Виталь.

При библиотеке существовал музейный отдел.  В читальном зале были установлены витрины, в которых экспонировались вещи из личного собрания М.Н. Бардыгина.  Собирать коллекцию редких вещей меценат начал под влиянием московских родственников – Постниковых (владельцы антикварного магазина «Былое» на Тверском бульваре) и Бахрушиных, тех самых, подаривших Москве Театральный музей, носящий имя своего создателя А.А. Бахрушина.

Вещи в музейный отдел поступали из различных источников:  постниковский магазин «Былое»,  покупка раритетных вещей на крупнейших ярмарках торговыми представителями Бардыгиных.

Очень быстро формируется  интереснейшая коллекция – медь Урала XVIII в., работы гжельских мастеров-керамистов                XVIII- XIX вв.; рукописные и старопечатные книги, живопись, народная одежда.

В 1911 г., когда в музейном отделе было почти 3000 предметов, на его базе был создан Егорьевский музей древностей, правопреемником которого является Егорьевский историко-художественный музей. 

Музей был частным и бесплатным.

В 1915 г. музей был передан в дар городу, но продолжал финансироваться меценатом.  В том же году Николай II своим Указом возвёл Михаила Бардыгина, его жену Глафиру Васильевну и их детей в потомственное Российское дворянство.

В советские годы здание было превращено в квартирный дом.

Несколько лет назад частный инвестор решил строить по соседству со зданием гостиницу.  Пару лет назад в интервью еженедельнику «Егорьевское утро»  бывший главный архитектор города С.И. Козлов сетовал, что областные власти не дают разрешения на снос этого здания, которое, по его мнению, мешает строительству гостиницы.

В настоящее время здание пустует – стоит с заколоченными окнами.

Строительство гостиницы еще не начиналось.

Церковь великомученика Георгия Победоносца

Название: Церковь великомученика Георгия Победоносца, посл. четв. XIX в.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Карла Маркса ул., 42

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Действующая старообрядческая церковь.

Часть населения Егорьевска придерживалась обрядов, принятых до Никоновской реформы. В окрестностях города также жило немало старообрядцев. Почти от городской черты начинались знаменитые Гуслицы, «Старообрядческая Палестина», край где подавляющее большинство жителей твёрдо держалась старой веры.
В Егорьевске издавна существовал старообрядческий храм-моленная во имя Святаго Великомученика Георгия Победоносца. Старообрядцы как бы оспаривали у приверженцев новой веры право преемственности от древнего Георгиевского храма, стоявшего здесь издревле. В 1851 году постановлением Рязанского Губернского Правления храм-моленная был закрыт. Более чем 30 последующих лет местные старообрядцы не имели своего храма.
В марте 1882 года по ходатайству Егорьевских купцов-стаообрядцев В. Клопова, С. и И. Князевых Министерство Внутренних Дел разрешило обратить в моленную жилое строение, но с условием сохранения прежнего внешнего вида, то есть без видимых извне крестов, колоколов, надверных икон и т.п. Согласно законам той поры, старообрядческий храм не должен был выделяться из окружающей застройки и выглядеть как молитвенное здание. Уже 15 июля 1882 года егорьевский уездный исправник доносил губернатору, что «… старообрядцами г. Егорьевска выстроен каменный двухэтажный дом для моленной, внешний вид которого нисколько не отличается от обыкновенных жилых домов, внутри же дома устроены, наподобие православного храма, внутренний купол и два клироса, а также делается помещение для алтаря с приспособлением иконостаса…». В следующем рапорте, написанном через полтора месяца, уже упоминаются престол и жертвенник. Осенью того же года закончилась отделка и начались постоянные Богослужения. Значительные размеры здания и быстрота строительства свидетельствуют о многочисленности местных старообрядцев и наличию в их среде богатых купцов.

В 1904 году Рязанское Губернское Правление и МВД разрешили соорудить каменную пристройку к храму. В 1906 году был утверждён проект каменной колокольни и деревянной надстройки с главами на храме.

Старообрядческий храм Великомученика Георгия приобрёл вид, который сохранялся до его закрытия и поругания в 1936 году. Старообрядческий журнал церковь писал «… храм поражает своим великолепием. Масса золота, ценных риз, дорогих украшений. Усердие жертвователей очень похвальное… Храм всегда переполнен молящимися до такой степени, что невозможно класть земные поклоны».

В 1906 году при храме служили два священника и диакон. Один из прежних егорьевских старообрядческих священников, отец Василий Бажанов, приняв иноческое имя Виталий, стал епископом Петроградским и Тверским.
Крупнейшим старообрядческим благотворителем Егорьевска был купец Пётр Григорьевич Брёхов. Своей благотворительностью выделялись также купцы-старообрядцы Кацепов, Конюшков, Мануйлов, Шишлов, Князев, Комаров. С 1904 года в городе действовало старообрядческое Братство имени Святых Верховных Апостолов Петра и Павла.

На основании закона от 17 октября 1907 года старообрядцы Егорьевска образовали Георгиевскую Старообрядческую общину, которая была зарегистрирована Рязанским Губернским Правлением 1 мая 1907 года. 20 мая 1907 года на первом заседании общины был избран её совет, в который вошли: Пётр Григорьевич Брёхов (председатель), Георгий Степанович Князев, Иван Ефимович Лежнёв, Федот Макарович Куликов, Василий Кондратьевич Князев, Владимир Иванович Князев, Михаил Иванович Бриллиантов, Тимофей Ерофеевич Демидов, Фёдор Андреевич Каширин, Федот Власович Чекаев, Агафон Васильевич Клопов, Фёдор Иванович Куликов и настоятель храма, священник Игнатий Григорьевич Трофимов.

В июле 1912 года в Егорьевске проходил и решал важные вопросы жизни старообрядчества благочиннический съезд. В начале ХХ века существовала старообрядческая Рязанская и Егорьевская епархия, возглавляемая замечательным старобрядческим духовным деятелем епископом Александром.

Храм действовал до 1936 года, когда Егорьевский Горсовет «по требованию избирателей» решил закрыть его. Мособлисполком поддержал городские власти и постановлением №1246 от 20 мая 1936 года закрыл старообрядческую церковь. Верующим старообрядцам, которых насчитывалось не менее 4000 человек, было предложено «отправлять религиозные потребности» в крошечной и переполненной моленной деревни Русанцево, а также в храмах Нечаевском и Александра Невского. То, что два последних принадлежали другому вероисповеданию, власти не волновало.

Егорьевские старообрядцы пытались бороться за свой храм всеми законными средствами, писали прошения в Президиум ВЦИК и даже И. Сталину, но спасти святыню не удалось, она была определена под «дом физкультурника», а годом позже - дом пионеров, который поселился на шесть десятков лет. Храм был обезображен, разобрана колокольня, уничтожены главы и внутреннее убранство. До сих пор неизвестно, куда делись древние иконы и утварь.

Старообрядцы Егорьевска, лишившиеся всех своих молитвенных зданий, не переставали обращаться с просьбами и в конце 1947 года власти передали им церковь в с. Алёшино, вокруг которой сразу образовался огромный приход, даже по официальной оценке Совета по делам культов насчитывающий более 12 тысяч верующих.
В 1996 году на старообрядческий приход в с. Алёшино был назначен новый священник о. Василий Кадочников и община решила возродить егорьевскую святыню. В мае того же года глава Егорьевского района Михаил Трофимович Лавров подписал первые документы о передаче храма. Дом пионеров к этому времени уже почти не работал. Здание было в аварийном состоянии. Вся территория заросла крапивой и лопухами, через которые вела узкая тропинка. В самом «доме пионеров» оставался лишь один энтузиаст, пытавшийся заниматься с детьми.
Первый за много лет молебен с водосвятием был отслужен в храме в начале июня, посреди столов для тенниса и прочей пионерской атрибутики. Так началось возрождение.

В 1997 году была разобрана полусгнившая крыша и убрана вся грязь. Установлена новая кровля и устроена гидроизоляция, так как из-за нарушения старинной дренажной системы подвал был заполнен водой. В храме стали проводится регулярные Богослужения.

В 1998 году на храм был поднят первый маленький купол. Главная же глава была поднята на Духов День, 18 июня 2000 года. В престольный праздник храма, 6 мая 2001 года его посетил Первосвятитель Русской Православной Старообрядческой Церкви - Владыка Алимпий. Им был отслужен праздничный молебен, во время которого освящён крест, поднятый после этого на главный купол храма. В этот день Егорьевск увидел старообрядческую архиерейскую службу, а также молебен и крестный ход вокруг храма. На глазах многочисленных верующих были слёзы радости.

С 1998 года при храме создана воскресная школа.

В святом деле возрождения храма, принимают участие многие жители города и района: Михаил Трофимович Лавров, Анатолий Артемьевич Костерин, Александр Артемьевич Курочка и многие другие. Храму также помогают предприятия «Гедеон-Рихтер Фармоград» и «Егорьевск-Обувь».

Прихожанами храма являются как жители Егорьевска и его окрестностей, так и жители соседнего Воскресенского района, где много старообрядческих селений, но с 30-х годов нет ни одного храма. В храм Великомученика Георгия часто приезжают помолиться и старообрядцы-москвичи.

Дом Собакина

Название: Дом Собакина, нач. ХХ в. 

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Карла Маркса ул., 51

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Частный жилой дом

Крестьяне Тимофей Афанасьевич Собакин и его дети, уроженцы  деревни Палкино (с 80-х годов ХХ в. уже не существующей) Егорьевского уезда перешли  в 1873 г. в купеческое сословие. Предприимчивая семья вела разнообразную торговлю: мануфактурой и ружьями, шляпами и пуговицами. Построили пуговичную фабрику в Егорьевске (в 1913 г.). Расширялась торговля: мыло, клей, шерсть, шёлк, платья.

Собакины – древнейшая егорьевская фамилия. По некоторым данным, из этих Собакиных происходила Марфа Васильевна – третья жена Ивана Грозного.

Собакины – купцы и мещане, общественные деятели. Так, мещанин Егор Иванович Собакин в начале XX века был гласным Егорьевской городской думы. Он проживал в собственном доме на улице Зарайской (ныне ул. К. Маркса).

Купец Семен Григорьевич в начале XX века был членом городского присутствия по государственному налогу и недвижимости.

Из рода вышел ряд известных людей. Так, Софья Григорьевна Собакина в первые годы Советской власти возглавляла Егорьевский Комиссариат народного образования.

Собакин Вадим Константинович, 1928 г. р., в 1970-80-е гг., представитель СССР в ЮНЕСКО, с 1995 г. работал в Конституционном суде РФ.

Церковь святителя Алексея митрополита Московского

Название: Церковь святителя Алексея митрополита Московского, нач. ХХ в.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Нечаевская ул., 64/11

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Действующая церковь

До 1929 г. деревня Нечаевская, которая получило своё  наименование от  Нечайки Лехачёва (по переписи 1554 г.) после слияния деревень Шелепетино, Кресенёво и Старое. К концу ХVI в. деревня опустела, но затем снова  заселена.

В 1908 г. на средства крестьянина Ивана Ивановича Акатьева,  который держал красильное заведение построен молитвенный дом (открыт в 1909 г.), приписан к соборной  церкви Успения (не сохранилась). С 1918 (1919) имеет статус самостоятельной церкви.

Иконостас поставлен в 1912 г.

В храме находится икона святителя Алексия Московского с частью его святых мощей. Надпись на обратной стороне иконы сообщает, что икона была подарена московским Чудовым монастырем Успенскому собору Егорьевска. 

Алексиевский храм никогда не закрывался. В храме есть еще одна святыня города — образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона XVII в. находилась в Никольской часовне Свято-Троицкого Мариинского монастыря в Егорьевске, построенной местным купцом Карцевым.

После закрытии Свято-Троицкого монастыря священник Феодор Леонардов стал настоятелем Алексиевского храма, и все не репрессированные монахини перешли вместе с ним.

Во времена советской власти церковь хотели взорвать, но прихожане не покидали храм ни днем, ни ночью, таким образом, сохранив церковь.

Дом собраний Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

Название: Здание, где летом и осенью 1917 г. проходили общие собрания Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Егорьевского уезда

Местонахождение: г. Егорьевск, Октябрьская ул., д.17

Подтверждающий документ: Решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Здание относится к Георгиевской гимназии.

Бывшая женская прогимназия.

Здание столярной мастерской писателя Козлова Ивана Андреевича

Название: Здание, где в 1906-1907 гг. в столярной мастерской работал резчиком по дереву революционер, руководитель Крымского подполья в годы Великой Отечественной войны, писатель Козлов Иван Андреевич

Местонахождение: г. Егорьевск, Октябрьская ул., 44

Подтверждающий документ: Решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Иван Андреевич Козлов родился 24 июня (6 июля) 1888 года в селе Сандыри (ныне Коломна Московской области) в крестьянской семье. Работал на Коломенском машиностроительном заводе. Участвовал в Революции 1905—1907 годов.

В 1908 был арестован, бежал из ссылки. В 1911 г. приговорен к четырем годам каторги; бежал за границу. В Цюрихе встречался с В. И. Лениным. В 1918—19 вел подпольную работу в тылу белогвардейских войск на Украине и в Крыму. В 1923—25 учился в Высшем лит. ин-те им. В. Я. Брюсова. В лит-ре выступил в 1920 (пьеса «Подполье»). Затем написал пьесы «Стена» (1924), «Конец Кабаевщины» (1929), «В волчьей пасти» (1934). В 1926 вышла повесть К. «Встряска» — о событиях революции 1905, сочувственно встреченная А. Серафимовичем.

Великая Отечественная война застала писателя в клинике у М. И. Авербаха, где он лечил глаукому. Будучи почти полностью слепым, И. А. Козлов активно включился в подпольную работу в захваченном фашистами Крыму. Сначала он возглавлял подпольную оганизацию во время первой оккупации Керчи. Предполагалось, что он будет руководить всем крымским подпольем, однако Керчь была выбрана неудачно. В 1941 — 1942 гг. Иван Андреевич налаживал подпольную работу в Керчи.

Осенью 1943 г. И. А. Козлов с Большой земли прилетел в партизанский лес, в Северное соединение, затем пробрался в Симферополь и возглавил подпольный горком партии. Затем после временной эвакуации в Сочи осенью 1943 года был заброшен к крымским партизанам и стал секретарём Симферопольского подпольного горкома партии.
После войны писатель жил в Симферополе, несмотря на тяжёлую болезнь (и полную потерю зрения), занимался литературным трудом. Написал ряд мемуарно-беллетристических книг о Документальная повесть Козлова «В Крымском подполье» (1947; Гос. премия СССР, 1948) — одна из лучших книг о деятельности советских партизан и подпольщиков. В 1950 Козлов опубликовал повесть «В городе русской славы» — о борьбе подпольщиков Севастополя, собрав для нее много исторических документов и свидетельств участников событий. В последние годы жизни Козлов работал над книгой воспоминаний, но успел завершить только 1-ю ч. — «Жизнь в борьбе» (1955), охватывающую период подготовки революции 1905.

Козлов также награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.

Улице Ново-Садовой в Симферополе присвоенов1958 г имя Ивана Андреевича Козлова.

Умер 26 марта1957 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Богадельня Хлудовская

Название: Богадельня Хлудовская, 1862 г.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Октябрьская ул., 48 (быв. ул. Богадельницкая)

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

В 1845 г. братья Хлудовы построили на левом берегу Гуслицы прядильную фабрику, которая быстро развивалась и росла. В основном фабричными делами занимались два брата – Алексей Иванович и Герасим Иванович Хлудовы. Давыд Иванович Хлудов фабричный пай расходовал на благотворительность, был городским головой.

Вблизи фабрики в 1862 г. в городе на средства Алексея и Герасима Хлудовых была построена богадельня на сто человек для рабочих фабрики и бедных граждан Егорьевска (на начало ХХ в. капитал богадельни составлял 160 тыс. руб.), а при ней - церковь Михаила Архангела.

 В советские годы здание использовалось под больницу.

Михаило-Архангельская церковь освящена в том же 1862 г. архиепископом Рязанским и Зарайским Смарагдом (Крыжановским).
С 1865 г. и до закрытия в 1920-е гг. настоятелем храма состоял священник Василий Веселкин. Сейчас здесь расположен противотуберкулезный диспансер.
В 2003 г. указом митрополита Ювеналия в церковь назначен настоятелем священник Сергий Кожевников, а храм получил статус приписного к Троицкому храму.

Училище женское

Название: Училище женское, кон. XIX – нач. ХХ вв.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Парижской Коммуны ул., 14

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Конец ХIХ-нач. ХХ вв.

Женское училище основано в Егорьевске в 1862 г.; здание 3 -1904 г.

10 января 1862 г. по велению Государыни Императрицы Марии Александровны в г. Егорьевске открыто первое женское училище. Впоследствии двухлетний курс обучения перевели на четырёхлетнее. В 1878 г. – 160 учениц, в 1896 – 300 учениц. В 1906 г. преобразовано в двухклассное с пятилетним курсом обучения.. В том же году открыта начальная школа, занятия проходили в 2 смены. Обучение мальчиков и девочек шло совместное.

Располагалось на Московской (ныне Советской) улице. В приспособленном помещении. В 1904 г. было построено специальное здание для училища в центре города на Владимирской улице (ныне ул. Парижской Коммуны). В 1917 г. в здании проходили заседания Егорьевского Совета рабочих и солдатских депутатов (есть мемориальная доска). В этом здании

С февраля по октябрь 1917 г. проходили собрания Егорьевской организации большевиков.

В этом здании в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 размещались госпитали.

В советские годы – школа № 10. Среди выпускников школы: Петр Давыдов (участник обороны Брестской крепости, погиб 23.06.1941 г.), Василий Карпцев (футболист московского «Динамо», выступал за сборную СССР).

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался эвакогоспиталь (есть мемориальная доска).

Дом собраний Егорьевской уездной организации РСДРП

Название: Здание, где в 1905-1907 гг. проходили собрания Егорьевской уездной организации РСДРП

Местонахождение: г. Егорьевск, ул. Профсоюзная, 1/38 (в документе ошибочно: ул Советская.)

Подтверждающий документ: решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Ныне Егорьевская детская музыкальная школа

Дом Хреновых

Название: Дом Хреновых, 1926 г.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская пл., 54

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Образец местного зодчества.

Хреновы – купеческий род, известный в Егорьевске. В начале XX века большой известностью в округе пользовалось иконостасное заведение Федора Пантелеймоновича Хренова.

Представители рода занимались общественной деятельность. Так, Федор Пантелеймонович Хренов был городским головой; Василий Васильевич Хренов – директором городского общественного банка.

Хреновы: Егор Хренов, купеческий сын из Егорьевска – мастер живописи, писал лики святых с золотыми венцами в каменном храме во имя Воскресения Христова, строительство которого началось в 1822 г. в Ильинском Погосте (с. Гуслицы);

в 1913. Крестьянин д. Поминово Василий Сергеевич Хренов построил ткацкую фабрику, в 20-егоды национализирована. В. С. Хренов много средств жертвовал с конца ХIХ- нач. ХХ вв. на содержание церкви в с. Рыжёво;

Никита Никитич Хренов, купец, староста Александро-Невской церкви, городской голова в Городской думу в 1915-1916 гг., избит в августе 1917 г. толпой горожан, в которой находились социал-демократы, от побоев скончался;

Василий Васильевич Хренов – управляющий городским банком;

Никифор Васильевич Хренов был купеческим старостой;

Фёдор Пантелеймонович Хренов – потомственный почётный гражданин Егорьевска, при его доме открыта школа художественной резьбы по дереву, впоследствии преобразованная в иконописную мастерскую, где делали алтари и иконостасы, расписывали и золотили храмы (Восресенская церковь в с. Гуслицы, церви Александра Невского и  Казанская в г. Егорьевске). Роспись признана своеобразной и высоко оценивалась специалистами;

Хренов Григорий Гаврилович в 1940-1942 гг. – председатель исполкома горсовета.

В магазинах Хреновых можно было купить от иголки, кружев, платков до золотых и серебряных изде­лий.

Здание штаба 14-го стрелкового полка

Название: Здание, где в 1918-1919 гг. размещался штаб 14-го стрелкового полка, который принимал участие в разгроме войск Колчака и Деникина

Местонахождение: г. Егорьевск, Советская ул., 60

Подтверждающий документ: решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Дом лесопромышленника Никитина

Название: Дом лесопромышленника Никитина, 1914 г.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., 73

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Музей, коллекция которого собрана Михаилом Бардыгины возобновил деятельность с 1922 г. – Егорьевский музей древностей, с 1945 г. – краеведческий музей.

В первые советские годы из-за нехватки квалифицированных кадров многие экспонаты испортились от неправильного хранения, часть была расхищена, часть отдана в центральные музеи, музей истории религии и атеизма в Ленинграде в Третьяковскую галерею, музеи при Московском Университете, музей древнерусской живописи им. А. Рублева и др.). Во время Великой Отечественной войны  все экспозиции свернули и перевезли в неохраняемый храм Александра Невского В сентябре 1945 г. храм св. А. Невского открывают для богослужений, а под музей отдают здание восьмилетней школы (до революции этот дом принадлежал купцу Кулакову, сейчас в нем располагается отдел истории). 1 мая 1946 г. музей был открыт вновь. В 1989 г. для размещения сохранившихся коллекций М.Н. Бардыгина музею был передан полуразрушенный особняк (бывший дом купцов Никитиных) в центре города. Здание  выстроено в 50-е гг. XIX в. и представляло собой дом с лавками.  

В советское время на первом этаже дома размещались магазины «Обувь» и «Рыба», неотапливаемые торговые склады с земляным полом. На втором этаже одно время находился городской отдел народного образования, а затем ясли им. Клары Цеткин. В конце 1970-х гг. сгорела угольная котельная, ясли закрыли, второй этаж опустел. в кровле зияли огромные дыры, влага насквозь пропитала стены и перекрытия; рамы сгнили, потолок угрожающе провис, местами обвалился, не было отопления, коммуникаций, по стенам зияли трещины.

В 2010 г. Егорьевский историко-художественный музей вошёл в 30 лучших музеев Европы – стал номинантом на премию «Европейский музей года -2010» и получил диплом за высокое общественное качество музейной деятельности.

Историко-художественный музей

Лавки общественные

Название: Лавки общественные, кон. XIX в. 

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., 77а

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Ныне торговый дом «Пирамида»

В 1873 г. по инициативе городского головы Никифора Михайловича Бардыгина на Соборной площади  ( Советская) были сооружены два каменных корпуса,  которые сдавались торговцам. До этого торговля на Соборной площади велась на улице с рук в антисанитарных условиях.

Один корпус (ул. Советская, 77а) в советские годы занимало агентство Союзпечать. Сегодня здесь магазины, офис банка.

Другой корпус (ул. Советская, 82а) в советские годы занимал продуктовый магазин. Частный владелец снес это здание до основания, пообещав городским властям возвести точную копию корпуса. Работы по возведению еще не начинались.

Дом Бардыгина

Название: Дом Бардыгина, вт. пол. XIX – нач. ХХ вв. 

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., 87-89/11

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Одно из зданий Администрации района

На своей усадьбе Н. М. Бардыгин построил два 3-х этажных дома, соединённых аркой, под ней были ворота. На 1 эт. Располагались хлебопекарня, кухня для рабочих, на 2-м эт. – раздаточная контора, столовая для конторщиков, на 3- эт. – жилая половина и спальня.

Дома, где сосредотачивалось производство, торговые заведения, хозяйское жильё были характерны для Егорьевска 40-70-х годов ХIХ в.

Лавки церковные

Название: Лавки церковные (южный корпус), вт. пол. XIX в.

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., 102

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

В 1780 г. Екатерина II утвердила подготовленный рязанским землемером майором М. Тулаевым план застройки Егорьевска. Согласно плану центральной становилась Московская (Советская) улица, на которой появились три площади – две четырехугольные и одна восьмиугольная. Центральной стала восьмиугольная площадь. На ней по плану должен быть храм больших размеров. Однако приступить к его возведению город смог лишь в 1826 г. По некоторым данным архитектором храма был О. И. Бове. Храм был освящен в 1839 г. Белый Успенский Собор (так же назвали храм) имел внушительные размеры. Его длина - 95, ширина - 42, высота колокольни – 100 аршин. После возведения собора площадь стала именоваться Соборной, до этого была Ярмарочной. Собор был взорван в 1935 г. Одновременно с собором появляются церковные лавки. Они хорошо очерчивали периметр Соборной площади. Вместе с собором они составляли единый архитектурный ансамбль.

В советские годы церковные лавки использовались под склады городского торга. Ныне помещение занимают магазины, кафе.

Дом собраний Егорьевской организации РСДРП

Название: Здание, где в 1905-1907 гг. проходили собрания Егорьевской организации РСДРП

Местонахождение: г. Егорьевск, ул. Советская, д.129

Подтверждающий документ: Решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Дом Казьмина

Название: Дом Казьмина, вт. пол. XIX в. 

Местонахождение: Егорьевский район, г. Егорьевск, Тупицина ул., 19/15

Подтверждающий документ: Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9

Значение: Памятник регионального значения

Двухэтажное здание. Первый этаж кирпичный полуподвальный. Второй бревенчатый, обшит тесом. Типичный для Егорьевска купеческий дом конца  XIX – нач. XX вв.

Дом занимает угловое положение, располагаясь на перекрестке ул. Алексея Тупицына (бывшая Хмелевая) и ул. Октябрьской.

Дом находится в историческом центре села Высокого, которое в 1778 г. было преобразовано в г. Егорьевск.

По соседству с домом было два храма (это говорит об особом привилегированном месте) – Красный Георгиевский собор (известен с 1554 г., сгорел в 1934 г.) и Казанская церковь (известна с 1705 г., на ее месте восстановленный новый храм).

Основатель династии Козьма Тимофеев родился в 1735 г. От него пошли Василии, Емельяны, Иваны и Кузьмы. Среди крестьян Казьминых Михаил Емельянович Казьмин, двоюродный брат городского головы, общественного деятеля, мецената Никифора Михайловича Бардыгина.

С юных лет Михаил Казьмин служил  у Бардыгиных – помогал им в торговых делах, ездил на украинские ярмарки.  Имел репутацию человека честного и деятельного.

В настоящее время частный владелец провел ремонт здания, излишне осовременив его заменой теса на евровагонку.

Дом Тупицыных

Название: Здание, в котором жили члены Егорьевской социал-демократической группы Тупицыны Алексей Иванович и Елизавета Ивановна и где в 1905 г. находилась конспиративная квартира Егорьевской организации РСДРП

Местонахождение: г. Егорьевск, Тупицына ул., 31/22

Подтверждающий документ: решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения

Революцио­неры (100—150 человек) 23 октября 1905 г организовали митинг в городском саду, затем пошли по Московской улице (ныне Советская) с красными флагами и  пением революционных песен, с лозунгами «Долой царя», «Долой капиталистов». Навстречу им двинулась толпа горожан, входящих в другие союзы. Несогласия и споры перешли в драку. Демонстрантов разогнали, но жители указали на зачинщиков. Митингующих вывели из квартир, где они укрылись, и толпа избила активистов. Толпа не успокоилась, пока не учинила погромы в домах сочув­ствующих митингующим — мещанина А. И. Дашкова, Тупицына, а также других горожан. Студенты А. Островский и А. Тупицын умерли от нанесённых ран. 

 Рядомс Тупицыными, по соседству жили Островские. Улицу, на которой стояли оба дома впоследствии назвали имени Александра Островского, а перпендикулярную ей Хмелёвую, на которую выходила другая сторона дома Тупицыных назвали имени Алексея Тупицына.

Родители революционеров: студента Алексея и Елизаветы Тупицыных были состоятельными. Метод и качество постройки дома Тупицыных по многим показателям превышает современные деревянные дома. Пол и потолок двойные (два слоя, между которыми шумо- и телоизолирующий наполнитель). Дом утеплён войлоком. Дом держит тепло, будто термос. Использованы брёвна очень плотной текстуры, видимо, привезены из северных губерний.

Здание трактира Кабанова

Название: Здание, где в трактире Кабанова в 1907 г. проходило собрание уполномоченных от рабочих, которые избрали выборщиком во II Государственную Думу руководителя егорьевских большевиков Конина Григория Петровича.

Местонахождение: г. Егорьевск, ул. Октябрьской д.85/9 (в документе ошибочно: ул. Халтурина) 

Подтверждающий документ: Решение Исполкома Мособлсовета от 25.01.1990 № 49/3

Значение: Памятник регионального значения