Меню

55 космических лет

8 апреля 2016 в 13:00
    55 лет... Много это или мало? Для истории — миг. Для развития науки, техники— целая эпоха. Для человека - возраст зрелости, начало отсчета нового поколения.     Ровно 55 лет прошло с 12 апреля 1961 года. Можно сказать, что за эти 55 лет родилось, выросло и вступило в фазу зрелости целое поколение людей, родившихся уже в космическую эпоху.     12 апреля 2016 года мы будем в 55 раз отмечать День космонавтики. Первым шагнул в неизведанный космический мрак гражданин  Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Этот улыбчивый, необыкновенно обаятельный человек стал номером 1 в команде покорителей пространства, давших миру новую профессию — КОСМОНАВТ.     Как гремела наша страна, да и весь мир тогда — 12 апреля шестьдесят первого, когда Гагарин совершил свой победный полет!     Потом были другие, которых мы тоже всех знали по именам: Титов, Комаров, Леонов, Быковский и, конечно, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.     Все дети тогда в уже далекие шестидесятые  поголовно хотели стать космонавтами. Дух захватывало от смелости, с которой покорители космоса открывали для людей все новые и новые горизонты. Каждый полет был с пометкой «впервые» - впервые в космос полетела женщина, впервые на орбите были сразу два корабля, впервые человек вышел в открытый космос, впервые в космос полетел гражданский специалист, впервые произошла стыковка на орбите двух кораблей...     Сейчас некогда вакуумно-пустая космическая околоземная орбита — это настоящее оживленное шоссе, которое бороздят корабли многих стран, выполняя множество необходимых человечеству задач.     За эти 55 лет изменились сами корабли, изменились цели полетов, а ряды братства покорителей космоса пополнились сотнями новых космонавтов.     Среди российских космонавтов все еще очень мало женщин, но они есть. Валентина Терешкова (1963 год), Светлана Савицкая (1982 и 1984 годы), Елена Кондакова (1994 и 1997) и  жительница подмосковного Королева Елена Серова, ставшая четвёртой после семнадцатилетнего перерыва женщиной-космонавтом. Но Елена тоже стала первой — она первой из наших женщин побывала на Международной космической станции (МКС).     26 сентября 2014 года экипаж корабля «Союз ТМА-14М» в составе командира Александра Самокутяева, бортинженера-1 Елены Серовой, бортинженера-2 американца Барри Уилмора стартовал с космодрома Байконур. Через 5 часов 46 минут, несмотря на возникшую проблему (по неизвестной причине не раскрылась одна из солнечных батарей ракеты) «Союз» произвел стыковку с МКС. Елена Серова в этот момент вошла в состав 41-й и 42-й основных экспедиций в качестве бортинженера.     А далее для всех начались трудовые будни, заполненные до отказа выполнением огромного количества запланированной работы.     Кстати, перед полетом Е. Серова, отвечая на вопросы корреспондента «Российской газеты», рассказала, что Светлана Савицкая, первая женщина-космонавт, которая вышла в открытый космос,  велела ей «держаться до последнего». И Елена выполнила наказ коллеги по космическому цеху - не просто держалась, а отработала на орбите по полной программе. Ее экипаж с позывным «Тарханы» выполнил более 50 научных экспериментов, многие из которых имеют важное прикладное значение.     Успешно отработав на орбите полгода, экипаж корабля «Союз ТМА-14М» 12 марта 2015 года благополучно вернулся из экспедиции на Землю.     В заснеженной казахстанской степи Елену встречал супруг Марк, конечно же, с букетом цветов. А спасатели сразу напоили милую женщину-космонавта чаем... с земляничным вареньем. Говорят, в одном из сеансов связи, когда экипаж получал последние инструкции перед спуском, Серова призналась, что очень соскучилась именно по этому варенью.     Думается, эта женщина заслуживает того, чтобы мы рассказали о ней поподробнее.     Родилась четвертая русская женщина-космонавт 22 апреля  1976 года (тоже юбилейный «космический» год) в селе Воздвиженка Приморского края в семье военного летчика. Школу Елена заканчивала в Германии, где жила с родителями на территории Западной группы войск.  После окончания школы Елена поступила и успешно закончила аэрокосмический факультет знаменитого МАИ - Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, получив специальность инженера, а в 2003 году получила второе высшее образование в Московской государственной академии приборостроения и информации, став еще и экономистом.     До зачисления в отряд космонавтов Е. Серова работала инженером РКК «Энергия» и в Центре управления полетами.     В 2006 году она была зачислена в отряд космонавтов, в 2009 году Серовой была присвоена квалификация «космонавт-испытатель» РКК «Энергия», а в 2011 году она стала космонавтом-испытателем ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина».     Также космонавтом-испытателем в свое время был и ее муж, Марк Серов, хотя слетать в космос ему по состоянию здоровья так и не пришлось. У них растет дочка Леночка.     7 февраля 2014 года на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи Елена Серова имела честь поднять флаг Российской Федерации в составе группы легендарных космонавтов Советского Союза и России во главе с Сергеем Крикалёвым.       15 февраля 2016 года Елене Олеговне Серовой присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, а также звание «Летчик-космонавт Российской Федерации».     Золотую звезду Героя Российской Федерации космонавту Елене Олеговне Серовой 10 марта в Екатерининском зале Кремля вручил Президент России Владимир Владимирович Путин.     Космическая эра продолжается... Очень хочется, чтобы юные девушки, еще только выбирающие свою дорогу в жизни, брали для себя в качестве примера не гламурных моделей и открывающих рот под чужую фонограмму особей, а таких героинь нового времени, как Елена Серова —  на редкость красивая и обаятельная женщина, освоившая сложную и без преувеличения героическую профессию, но оставшаяся мудрой женой, заботливой матерью и неравнодушным человеком.   Подготовила М. Буньковская