Меню

65 лет школе и ее традициям

19 марта 2015 в 13:00
В этом году Егорьевской детской музыкальной школе исполняется 65 лет. 65 лет – это возраст зрелости и мудрости, возраст, наполненный воспоминаниями. Как слайды на воображаемом экране, годы проносятся сегодня перед глазами. Уроки, выступления, победы. Первоклассники, выпускники, преподаватели. Меняются лица, меняются времена. За спиной сотни событий. Десятки экспериментов. За эти годы накоплен огромный опыт и уже достаточно мудрости, чтоб дать ему оценку. А сочетание опыта и мудрости дает рецепты жизни, опробованные временем. Это и есть традиции. Рассказать о традициях музыкальной школы хочется в музыкальном ключе. Например, представить рассказ в виде концерта, посвященного школе и ее юбилею. И вот уже зазвучал первый номер программы.     Увертюра  А началось все в далеком 1950 году. В то время музыкальная школа стала одним из первых профессиональных учреждений культуры в Егорьевске. Закладывали традиции выпускники Московского музыкального института им. Гнесиных, которые стали первыми преподавателями школы, а первым директором - Борис Ильич Будницкий. Тогда было только пять небольших комнат и семь преподавателей по классам фортепиано, скрипки, виолончели и баяна. Много трудностей пришлось преодолеть школе на этапе становления. Приложил для этого немало усилий Зефир Ибрагимович Нагуманов, который был директором в 60-е годы. С любовью взращивал традиции выпускник училища им. Гнесиных Иван Тимофеевич Артюшин. Он проработал директором более 23 лет. Вместе с ним школа пережила немало интересных, сложных и счастливых моментов.
Его преемник Владимир Юрьевич Артемов - талантливый музыкант, композитор, аранжировщик, человек безупречного вкуса, генератор новых идей, хранитель традиций школы,  руководит ею уже почти 30 лет.   Полифония традиций Как  семь основных музыкальных ступеней служат основой для рождения разнообразных мелодий, так семь основных традиций  являются основой для создания гармоничной жизни школы.   Высокий уровень преподавания Дети познают музыку, слушая и исполняя самые красивые и известные классические произведения и композиции современных авторов. Знакомятся с самыми знаменитыми сюжетами мировой литературы, переложенными на язык оперы и балета. Изучают биографии выдающихся композиторов и исполнителей. Учатся сравнивать работы разных авторов и анализировать музыкальную форму пьес. Знакомятся с музыкальной терминологией и получают представление о теоретических правилах музыки. Уровень приобретенных знаний и навыков позволяет успешно сдать экзамены в музыкальные колледжи и вузы. Кроме того, здесь формируется их музыкальный вкус, интеллект, толерантность и самостоятельность. Развитие этих качеств – цель преподавателей.     Блестящий педагогический состав Педагоги школы – люди, искренне увлеченные музыкой и желающие донести свою увлеченность до учеников. Доброта, понимание и поощрение – вот традиционные инструменты преподавателей ДМШ. Выпускники, как правило, долго помнят своих учителей, даже через много лет после выпускного вечера встречаются, общаются, а столкнувшись случайно на улице, подолгу не могут расстаться. Традиция, связанная с преподавателями, окружена легендами. Одна из них - учитель музыкальной литературы Нина Ивановна Бисерова. Жгучие глаза, ослепительная улыбка и сияющее, как венец над головой, обаяние... Обладая мощным актерским даром и необыкновенной красоты голосом, она презентовала биографии композиторов и сюжеты музыкальных произведений на своих уроках так ярко, что нарисованные ею образы надолго оставались в памяти. Многие выпускники вспоминают фантастическую энергию и бесконечное чувство юмора Екатерины Михайловны Гречищевой. Ребята ждали с нетерпением уроки сольфеджио, чтоб окунуться в мир точных метафор и веселых афоризмов, которые помогали понять этот сложный предмет. Елена Михайловна Давыдова, преподаватель фортепиано. Когда она пришла работать в школу, традиции были маленькими росточками. Они набирали силу и вызревали при ее горячем участии. Она настолько сумела увлечь своих учеников любовью к музыке, что большинство из них выбрали для себя музыкальные профессии. Людмила Романовна Потапова, преподаватель домры, не представляет свою жизнь без музыки. Она уже давно на заслуженном отдыхе, но участвует во всех выступлениях оркестра преподавателей. Лидия Владимировна Зинина единственный в городе  преподаватель виолончели. Только Лидия Владимировна владеет премудростями игры на этом инструменте и уже много лет передает их своим ученикам. Соответствовать традициям школы непросто. Курсы повышения квалификации, мастер-классы от корифеев музыкальной педагогики, изучение различных методик преподавания – этими моментами наполнена жизнь преподавателей.   «Мы не забываем старейших преподавателей школы. В общении между учителями часто звучат их имена: А.М. Васюткин, братья Ральченковы, В.А. Кузнецов, Г.А. Смирнова, Э.М. Гавва, В.К. Воронова, Г.М. Епифанова, Н.М. Груданова, В.П. Михалев, К.М. Кувшинов. Эта память помогает нам сохранять школьные традиции». С.А. Грекова     Неповторимый дух школы Учителя школы бережно хранят не только профессиональные секреты, но и особую атмосферу в школе. Атмосферу, где ребенок чувствует себя самым талантливым, самым одаренным, самым-самым. Преподаватели, работая с каждым юным музыкантом индивидуально, неизменно нацеливают его на успех, пытаются донести мысль, что у него все получится, что он уже настоящая звезда. Почувствовать себя успешным – как это важно для каждого ребенка. Поверить в себя и добиваться успехов в предстоящей взрослой жизни – такой фундамент закладывают в детях учителя музыкальной школы. Учителей и их подопечных поддерживает теплая обстановка в коллективе, создающая мягкий психологический микроклимат. А обстановка, интерьер школы укрепляею его. Об этом горячо заботится директор. Новые инструменты, уютные современные классы, изысканные австрийские шторы, витражи, светильники, прекрасный зал с авторским пейзажем и белым роялем. Он зовет юных музыкантов на сцену, а зрителей погружает в особый музыкальный мир, изящный и прекрасный.   «Мне нравятся совместные поездки учеников школы и преподавателей на оперы, балеты, мюзиклы, концерты классической музыки в Москву. Это развивает эстетический вкус, расширяет кругозор, наполняет новыми эмоциями и показывает профессиональные высоты, к которым нужно стремиться». М.Ю. Карасева   Насыщенная концертная деятельность Не зря так манит юных исполнителей красивый зал и белый рояль. Ученики школы много выступают на концертах. А как еще стать настоящим музыкантом? Как научиться справляться со сценическим волнением и вкладывать все свои эмоции в звуки музыки? Первый шаг – классные концерты или концерты для родителей. Как правило, они посвящены какой-либо тематике - городу, стране, композитору, инструменту, поэту, музыкальному жанру. Далее идут общешкольные и общегородские мероприятия. Один из любимых – концерт мальчиков к 8 Марта. Мальчики в белых рубашках и галстуках-бабочках дарят свои музыкальные номера мамам и бабушкам, которые с волнением и гордостью наблюдают за ними из зрительного зала. Музыкальные вечера, приуроченные к какой-либо дате, тоже традиция школы. Их неизменная ведущая – преподаватель музыкальной литературы Любовь Владимировна Кутузова. В этом году очередной музыкальный вечер будет посвящен юбилею П.И. Чайковского. Дети уже готовят музыкальные произведения к этому концерту. Музыка Чайковского зазвучит в зале школы на разных инструментах. Все наши ученики стремятся участвовать в концерте «Музыкальная изюминка». А изюминка его  в том, что, прежде чем исполнить композицию, нужно как можно ярче раскрыть ее характер, используя разные творческие приемы. Идеям нет предела! Дети делают рисунки, подбирают стихи или афоризмы, шьют костюмы и даже создают перформансы. Популярны концерты учащихся ДМШ в общеобразовательных школах и детских садах. Особенно любят выступать дети в тех школах, где занимаются сами. Это помогает обратить на себя внимание, проявить индивидуальность, повысить успешность. Юные музыканты и их преподаватели каждый год дарят праздник ветеранам, детям из детского дома, людям с ограниченными возможностями. Это развивает в детях чувство доброты и сострадания, дает им шанс сделать мир немного лучше. Такую благородную задачу ставят перед собой педагоги музыкальной школы.   «Ежегодно, в Международный день Музыки, 1 октября, мы выступаем на концерте преподавателей. Зная, как ждут каждый год этот концерт зрители, выступать на нем волнующе, но очень приятно». Н.П. Демкина     Богатая конкурсная жизнь Еще одна задача преподавателей - развить у ребенка мотивацию к успеху и работоспособность. Вот почему в школе так популярно участие в конкурсах. Конкурсы необходимы на пути к мастерству. И конкурс, который проводится в Егорьевской музыкальной школе уже на протяжении 10 лет, называется «Путь к мастерству». Бессменное жюри – музыканты, которые прошли огромный творческий путь и стали настоящими мастерами - преподаватель Коломенского музыкального колледжа, Заслуженный работник культуры Московской области Галина Андреевна Гуськова и пианист, лауреат международных конкурсов Антон Александрович Степанов. Завоевать призовые места на этом конкурсе очень почетно. Чтобы получить награду, юный музыкант должен убедить жюри в том, что он хоть маленький, но уже настоящий артист. Также перед учащимися школы открыты двери региональных, областных, зональных и международных конкурсов. В Воскресенске, Коломне, Шатуре, Химках и других городах Подмосковья. Поддерживать бренд школы и возвращаться домой с призовыми местами – добрая традиция ДМШ. Наша школа наполнена легендами. Легенды –это юные звездочки, почти каждая поездка на конкурс для которых оборачивалась неизменной победой. Среди них Наполеон Погосян, Катя Кузнецова, Геворг Мейроян – подопечные Светланы Евгеньевны Стародубовой. В каждой из наград – частица ее профессионализма, мастерства, терпения. Егор Глазунов, ученик Людмилы Борисовны Мамоновой, своими победами смело шагает в музыкальное будущее. Хабиби Теймур, ученик Л.В. Зининой, в номинации «Виолончель» неизменно получал высокие баллы от жюри и собирал все симпатии зрителей. Анастасия Рынгач, ученица Елены Владимировны Никифоровой, юный талант, которую запомнили во многих городах Подмосковья, благодаря ее блестящим победам .   Оригинальная оркестровая программа Знаменитый оркестр баянистов, оркестр скрипачей, оркестр духовых инструментов – все это страницы истории школы. Помимо того, что оркестр - эффективная форма обучения, он также формирует командный дух, идею взаимодействия и взаимопомощи. Уже около 30 лет директор школы, Владимир Юрьевич, руководит ансамблем народных инструментов преподавателей школы. В репертуаре ансамбля – известнейшие и популярнейшие российские и зарубежные композиции. Особенное, неповторимое, а порой неожиданное прочтение обретают знакомые мелодии в исполнении ансамбля. Владимир Юрьевич сам делает интересные аранжировки и музыкальные переложения для своего любимого детища. На концертах выступление ансамбля народных инструментов – долгожданный десерт для многих музыкальных гурманов.   Готовность меняться и обновляться Это традиция открываться всему новому. Подхватывать современные идеи, вплетать их в традиции школы и пожинать свежий урожай традиций. И действительно, за последние годы в школе произошли значительные обновления. Дети теперь могут учиться играть на синтезаторе и электрогитаре, стало возможным обучение на духовых инструментах, открылось отделение сольного пения, организованы факультативные занятия по музыкальной литературе, школа перешла на гибкую систему обучения, и теперь родители сами решают, сколько лет будет учиться их ребенок, сколькими инструментами он хочет овладеть. Коллектив фонтанирует новыми идеями. Например, с большим успехом прошли недавно в Егорьевске мюзиклы «Цветы», «Царевна-Лягушка» и другие. Авторы идеи и постановщики – преподаватель отделения сольного пения Елена Владимировна Никифорова и преподаватель теоретических дисциплин Лариса Александровна Кабанова. Известнейшие современные мелодии, использованные в музыкальных сказках, перекрасили старые любимые истории в новые современные цвета, предложили взглянуть на них с другой, сегодняшней точки зрения. Впрочем, традиционно добро побеждает зло. В этом сила традиций. Они не противоречат новым идеям, а служат для них надежным фундаментом.   Рондо Как семь нот, сливаясь вместе, создают мелодии, так мелодии традиций особым образом влияют на умы и сердца детей. Пробуждают эмоции, вдохновляют, дарят бесконечную любовь к музыке. И действительно, многие выпускники школы идут учиться музыке дальше и навсегда связывают с ней свою жизнь. Среди них тоже есть свои легенды. Антон Булах, виолончель, солист симфонического оркестра Московской филармонии. Наталья Фатеева закончила школу по классу фортепиано, сейчас преподаватель вокала, занимается сольной концертной деятельностью. Андрей Володин  (класс балалайки), солист Государственного оркестра. Некоторые выпускники школы стали преподавателями престижных музыкальных вузов, среди них Алексей Симакин, преподаватель Московской государственной консерватории; Мария Литвинец, преподаватель Российской академии им. Гнесиных. Бывшие выпускники ДМШ сегодня руководят учреждениями культуры и образования в Егорьевске: Валерий Васильевич Дунин, директор Дк им. Конина, Наталья Николаевна Артемова, директор историко-художественного музея, Галина Павловна Антонова, директор Центра досуга и творчества «Родник», Наталья Анатольевна Рассказова, директор МОКИТ. Кто-то, закончив высшие музыкальные учреждения, вернулся в родные стены школы в качестве преподавателей. Кто сможет продолжать школьные традиции лучше, чем ее бывшие выпускники? Среди них С.А. Грекова, С.Ю. Соколова, Л.К. Гусева, И.В. Чупрынина, Г.Н. Заботина, А.Ф. Алексеева, И.Ю. Игнатова, С.В. Ишанкулова, Г.В. Жукова, М.В. Куницына, Б.М. Стародубов, Л.А. Казьмина, О.Н. Бахов, Н.П. Демкина, И.А. Сахарова, Т.А. Касьянова, У.А. Смирнова, В.Н. Чушкин. Директор музыкальной школы В. Ю. Артемов - тоже бывший выпускник ДМШ.
Кто-то влился в коллектив и стал частью традиций: В.А. Попова, И.В. Чистова, Е.А. Баранова, О.М. Гуреева, И.С Ковалев. Некоторые выпускники, вернувшись в школу, работают теперь вместе со своими учителями. Так в школе работают Т.Д. Губанова и ее бывшая ученица С.Н. Полуянова, Л.Б. Мамонова и ее ученица О.В. Власова, Е.В. Климова и М.Ю. Карасева, Е.В. Никифорова и А.В. Никитина, О.И. Клишина и А.И. Петрова, Т.А. Хомич и молодой преподаватель О.В. Лысиков.   Ноктюрн Но даже для тех выпускников, чья профессия далека от музыки, обучение в школе не прошло даром. Каждая ступень школьных традиций дает что-то большее, чем только овладение музыкальными инструментами. Постигая музыкальную культуру, дети повышают уровень эрудиции и образования. Развивают силу воли, умение владеть собой, уверенность в себе, ответственность, работоспособность. Вырабатывают умение сотрудничать, работать в команде, делать что-то во имя общего блага. Учатся открываться всему новому и неизведанному, узнают о важности постоянного самосовершенствования. Впитывают знания о мире и умение ценить прекрасное. Все это, несомненно, черты культурного человека.   «Каждую весну мы ждем Отчетный концерт школы во Дворце Культуры имени Конина, где выступают лучшие учащиеся, хоровые коллективы, инструментальные ансамбли, лауреаты конкурсов. Этой традиции уже очень много лет, и с ней весна в Егорьевске всегда краше». С.Е. Стародубова   Песня Формирование культурного человека – вот сверхзадача педагогов музыкальной школы. И, действительно, если присмотреться внимательно, многие представители благородных профессий в городе – это бывшие выпускники музыкальной школы. Они лечат, учат, воспитывают, пишут, переводят, исследуют, анализируют, изобретают. Они участвуют или присутствуют на всех значимых культурных мероприятиях Егорьевска. Причастны ко многим событиям, связанным с родным городом. И сам город уже невозможно представить без музыкальной школы, которая за эти 65 лет стала его традицией. Традицией, призванной хранить и развивать культуру родного города.   Людмила и Елена Климовы