Меню

Аварийное жилье — в вопросах и ответах

23 октября 2014 в 13:00
Из программы губернатора Московской области «Расселение ветхого и аварийного жилья»   "У каждой семьи, которая нуждается в переселении, должна быть возможность понять, когда они переедут в новый дом". А. Ю. Воробьёв   ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙНЫХ ДОМОВ Подмосковный регион по-прежнему лидирует в стране в области жилищного строительства. Однако все еще остаются не расселёнными ветхие и аварийные дома с очень низкими условиями для жизни. Работа по их ликвидации ведётся ускоренными темпами. На 1 января 2012 года в Московской области насчитывалось более 200 тысяч кв. метров аварийного жилья. На сегодняшний день расселено 86 тысяч, а к концу 2015 года планируется полностью завершить ликвидацию.   РАССЕЛЕНИЕ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ С ветхим жильём всё намного серьёзнее: его в Подмосковье насчитывается порядка 250 млн квадратных метров, 100 тысяч из которых добавилось за последний год. Один из способов решения этой проблемы - договоры о развитии застроенных территорий. Когда инвестор, получая разрешение на строительство, берёт обязательство: предоставить квартиры для расселения. Эта практика уже действует на территории Московской области. Еще один шаг решения проблемы ветхого жилья – его срочный капитальный ремонт.     Аварийное жилье - в вопросах и ответах О проблемах расселения аварийного жилищного фонда в масштабах городского поселения Егорьевск мы беседуем с главой поселения Владимиром Алексеевичем ВАЛЯВКОВЫМ.    - Владимир Алексеевич, руководством города и района всегда серьезное внимание уделялось проблеме расселения аварийного и ветхого жилья. Сегодня этому вопросу большое значение придается и на уровне области. Вы уже не раз рассказывали на страницах нашей газеты, иных местных СМИ о реализации программы расселения аварийного жилищного фонда. И все же я хочу предложить еще раз напомнить нашим читателям о том, какие мероприятия выполнялись, выполняются и будут выполняться на территории Егорьевска в рамках вышеназванной программы. Для начала вспомним, когда и с чего в городе началось решение вопроса о расселении аварийного жилья.   - Начну с небольшого пояснения. До принятия нового Жилищного кодекса РФ в районе действовала программа расселения ветхого жилья, в которую было включено более 100 жилых домов. В Жилищном кодексе, принятом в 2004 г., и в положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г., уже не содержится какого-либо упоминания о ветхом жилье, а идет речь о жилье аварийном. Ветхое состояние здания — это состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Аварийное состояние — это состояние, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих. В связи с произошедшими изменениями в жилищном законодательстве жилищной комиссией при администрации района из стоящего ранее на учете ветхого жилья были отобраны дома, находящиеся в наиболее критическом состоянии; в установленном порядке они были признаны аварийными и включены в программу расселения аварийного жилищного фонда. Нужно сказать, что дома, признанные официально аварийными, подлежат либо сносу, либо реконструкции (в зависимости от заключения экспертов). В Егорьевске, согласно экспертизе, все аварийные жилые дома, кроме одного (ул. Советская, д.№60), подлежат сносу. Вышеназванный дом подлежит реконструкции, жильцы из него выселены, но сам ремонт пока не начат (тормозит процесс то, что дом расположен в исторической части города, и все работы, производимые в нем, должны особым образом согласовываться). Первая официальная программа по расселению аварийного жилищного фонда стартовала в 2009 г. Она была утверждена на уровне федерации, продублирована в субъектах федерации и в муниципальных образованиях. Срок действия программы определялся 2009-2011 годами. В Егорьевске в рамках этой программы было расселено шесть аварийных жилых домов, жильцы которых получили квартиры в новостройках на ул. Сосновой. Это и было началом решения вопроса о расселении аварийного жилья в Егорьевске.   - Владимир Алексеевич, наверное, нужно добавить, что, несмотря на то, что реализация программы расселения ветхого, а затем — аварийного жилищного фонда, в стране то приостанавливалась, то возобновлялась, в Егорьевске работа по постановке на учет жилья в качестве ветхого или аварийного не прекращалась ни на год.   - Да, это так, хотя в ряде других городов и районов этот процесс был спущен на тормозах и возобновлен лишь после соответствующего вмешательства жилищной инспекции и судебных инстанций. У нас и сейчас на учете в качестве аварийных стоят 17 жилых домов, признанных таковыми после 01.01.2012 г., то есть, после срока, официально оговоренного в п.2 Федерального закона от 21.07.2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. ФЗ от 25.12.2012 г.). Таким образом, мы стараемся ориентироваться не на официальные программы, а на объективную реальность, на то, что эти дома уже действительно стали аварийными.   - Владимир Алексеевич, еще раз напомним, на каких условиях ведется расселение аварийных домов (что получают собственники жилья, что — наниматели).   - Законодательно определено одно: расселение аварийного жилищного фонда идет по принципу «метр к метру» — с какой площади расселяешься, на такую и въезжаешь. То есть, это не улучшение жилищных условий в общепринятом смысле, а принятие мер безопасности в отношении жильцов аварийного дома. Именно поэтому основная масса жителей аварийного жилищного фонда при расселении не снимается с очереди на улучшение жилищных условий (если они в таковой значились). Хотя бывают случаи, когда при расселении люди получают новое жилье такой площади, которая превышает норматив для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания, и такие граждане с очереди по закону снимаются. То есть, если дефицит площади при расселении сохраняется, граждане не снимаются с очереди на улучшение жилищных условий, если дефицита больше нет — то и повода для оставления гражданина в очереди тоже не остается. На мой взгляд, законодателю стоило бы в случае с расселением аварийного жилищного фонда «перейти через себя» и предоставлять переселенцам жилье в соответствии с действующими нормативами жилых площадей. Конечно, это потребовало бы значительных затрат, но зато решалось бы сразу две проблемы — расселение аварийного жилья и улучшение жилищных условий граждан, то есть, сокращение очереди на квартиры. Большим достижением для себя мы считаем то, что при расселении аварийного жилищного фонда при реализации программы 2013-2015 годов нам наконец удалось уйти от создания новых коммунальных квартир. Безусловно, для местного бюджета это выливается в дополнительные расходы, так как все сверхнормативные квадратные метры предоставляемого жилого помещения оплачиваются за наш счет. Сегодня, когда стоит задача до 2016-2017 гг. завершить расселение аварийного жилищного фонда, есть надежда, что из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию ЖКХ будут выделены дополнительные средства, позволяющие уменьшить доли софинансирования из областного и муниципального бюджетов (программа финансируется из трех источников: федерального бюджета - через Фонд содействия реформированию ЖКХ, областного и местного бюджетов). Высвободившиеся средства можно будет направить в том числе и на увеличение площади жилья, предоставляемого гражданам при расселении аварийных домов.   - Какой объем работ по расселению аварийного жилья выполнен в городе начиная с 2009-го года? Сколько аварийных домов расселено? Сколько граждан получило новое жилье? Сколько домов было специально построено под программу расселения?   - Как я уже говорил, по программе 2009-2011 годов было расселено шесть аварийных жилых домов, 120 человек получили новые квартиры. По программе 2011-2012 гг. в Егорьевске расселены три аварийных дома. Их жильцы (83 человека) были переселены в специально построенный для переселения 3-этажный 27-квартирный жилой дом на ул. Энгельса. Третья официальная программа расселения рассчитана на 2013-2015 гг. В нее включены жилые дома, признанные аварийными до 01.01.2012 г. В Егорьевске таких домов 10, из них четыре расселяются во второй специально возводимый для переселения жилой дом на ул. Энгельса и шесть — в приобретаемые для расселения квартиры. Помимо этого, в рамках муниципальной адресной программы развития застроенных территорий в ходе строительства 3-ей очереди 5-го микрорайона за счет средств инвестора будет расселено 24 аварийных и ветхих жилых дома, новые квартиры получат около 400 человек. 17 аварийных домов, поставленных на учет после 01.01.2012 г., ждут своей очереди на расселение. В них проживает порядка 340 человек.   - Сколько средств было затрачено за эти годы на реализацию программы расселения аварийного жилья? Какие объемы капиталовложений намечены на последующие периоды?   - Во что обошлось расселение первых шести аварийных домов — сказать не могу, тогда этим вопросом занималась администрация района. Дом, который мы сегодня строим на ул. Энгельса, стоит 49 млн руб., предыдущий стоил 34 млн. Затраты, связанные с расселением аварийного жилищного фонда по улицам 9 Января и К. Маркса (3-я очередь 5-го микрорайона), целиком легли на ЗАО ЮИТ ВДСК. Думаю, это вылилось также в весьма значительные суммы. Программой расселения аварийного жилищного фонда на 2013-2015 гг. предусмотрено ежегодное расселение до 2000 кв. м жилья. Примерная стоимость одного квадратного метра составляет 35 тыс. руб. Что будет после завершения программы 2013-2015 гг. - пока неизвестно. Но мы и в этой ситуации планируем ежегодное расселение порядка 2000 кв. м аварийного жилья — естественно, всеми доступными способами, потому что местный бюджет в одиночку таких затрат не осилит. В плане расселения аварийного жилищного фонда будем шире использовать адресные муниципальные программы развития застроенных территорий, так как в этом случае задействуются исключительно средства инвестора на строительстве.   - Владимир Алексеевич, давайте еще раз напомним, из каких конкретно аварийных домов и куда переехали за это время люди.   - По программе 2009-2011 г. были расселены аварийные дома: №6 в пер. Спартаковском, №15 в пер. Нечаевском, №19 по ул. 40 лет Октября, №№ 158 и 160 по ул. Советской, №10 по ул. Урожайной. Жильцы этих домов получили квартиры в новостройках на ул. Сосновой. По программе 2011-2012 гг. расселены дома №№3а, 3б и 11а по ул. Владимирской, переселение осуществлялось в новый дом №3 по ул. Энгельса. В программе 2013-2015 гг. участвуют следующие аварийные жилые дома: пер. Конина, д.4, пер. Нечаевский, д.3, ул. С. Перовской, д.76, ул. 1 Мая, д.19в, ул. Шевченко, дд.27, 29, 29а, 31, 31а и ул. Урожайная, д.8. Жильцы первых четырех домов переедут во второй дом на ул. Энгельса; куда будет производиться расселение последующих шести аварийных домов — пока сказать затруднительно, так как варианты есть разные. Например, мы рассчитываем, что вначале на пустыре в районе ул. Шевченко будет построен новый жилой дом, куда переселятся граждане из аварийных домов, а затем все пойдет по сценарию строительства 3-ей очереди 5-го микрорайона. Также для расселения аварийного жилья по ул. Шевченко и ул. Урожайной возможно приобретение квартир в строящемся 3-этажном 45-квартирном доме на ул. Урожайной.   - Владимир Алексеевич, при переселении граждан из аварийного жилья учитывается ли то, как они в последующем будут обеспечены необходимой городской инфраструктурой (детские сады, школы, поликлиники и прочее)?   - В законе есть оговорка, что при расселении аварийного жилищного фонда у граждан не должно возникать ухудшения условий проживания. Если учесть, что все расселения последних лет производились в дома, расположенные в уже сформированных жилых районах города, то понятно, что вся необходимая инфраструктура здесь присутствовала. При застройке 3-ей очереди 5-го микрорайона инвестору было вменено в обязанность обеспечить новый район всей необходимой инфраструктурой. То же самое будет сделано при строительстве новых домов на ул. Шевченко.   - Сколько при нынешних темпах реализации программы расселения аварийного жилищного фонда потребуется времени для переселения в новое жилье граждан, проживающих сегодня в официально признанных аварийными домах? Скажется ли на сроках расселения то, что ряд полномочий, связанных с градостроением, передается с муниципального уровня на областной?   - Что касается аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012 г., то они будут расселены до 2016 г. Судьба тех 17-ти домов, которые признаны аварийными позже этого срока и которые мы еще будем признавать аварийными, пока неизвестна. Срок действия Фонда содействия реформированию ЖКХ, который является участником программы расселения аварийного жилищного фонда, официально заканчивается в 2016 г., хотя он может быть продлен еще на год. Нужно учитывать и то, что в ранее действовавшую районную программу расселения ветхого жилья было включено более 100 жилых домов. Признана аварийными и расселена лишь часть из них. Остальные ветхие дома также со временем могут стать аварийными. Кроме того, мы сегодня (не только в Егорьевске, но и в Подмосковье и России в целом) имеем огромное отставание по капитальному ремонту жилья. Из-за этого оно также ветшает и становится небезопасным для проживания граждан. И основная надежда здесь — на начало работы Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Также потенциалом на какое-то кардинальное вмешательство у нас стоят панельные дома 1-го м-на, которые выработали свой ресурс. Так что, говорить о сроках окончания расселения аварийного фонда не приходится. Но, думаю, что в дальнейшем делаться это будет с обязательным участием средств самих граждан, большинство из которых сегодня является собственниками жилых помещений (на сегодня в Егорьевске более 80% жилья приватизировано). Что касается перераспределения полномочий между областью и муниципальными образованиями в сфере градостроения, то не думаю, что это изменит сроки переселения. Сегодня согласование в области каких-либо градостроительных проектов заметно тормозит общий ход работ. Но, судя по всему, этот переходный период скоро закончится и работа упорядочится.  В общем и целом идея передачи полномочий, связанных с градостроением, с муниципального уровня на областной мне кажется правильной. Лишь бы удалось избежать всяческих перекосов.   Подготовила Е. Кашаева