Меню

Держите «Фокус» в фокусе

30 апреля 2015 в 13:00

В начале апреля моя хорошая знакомая с шестилетней дочкой побывала на спектакле театра ростовых кукол в ЦКиД «Пегас». На представление попали случайно – день был не слишком приветливым для прогулок, а сидеть дома не хотелось, вот и решили куда-нибудь сходить. Увидали возле автобусной остановки афишу «Пегаса», которая приглашала юных зрителей на приключения Царевны Несмеяны, запас времени для того, чтобы добраться до горпарка и купить билеты, имелся, решили – едем. И поехали.

«Хорошо, что до места добрались минут за 20 до начала спектакля, - рассказывала знакомая. – За билетами очередь оказалась человек в 15. Еле-еле два места рядышком нашли!»

Представление оказалось великолепным. Восторгу детей (да и взрослых) не было предела. Безумно понравилась и игра с огромными надувными разноцветными шарами, которые вбросили артисты в зрительный зал в финале. В общем, решили, что если еще раз увидят афишу спектакля – обязательно пойдут, несмотря ни на что. Но повторов больше не было, и моя знакомая по просьбе своей дочурки нацелила меня на поход в «Пегас», чтобы разведать ситуацию с театром ростовых кукол.

Вот так мы и встретились с главным режиссером, сценаристом, худруком и прочая, прочая театра ростовых кукол ЦКиД «Пегас» Еленой Александровной Абулгазиновой. Для вас, моей знакомой и ее дочки – это интервью.

 

- Елена Александровна, поскольку вы для театра ростовых кукол центра «Пегас» - всё, давайте начнем рассказ о самом театре с рассказа о вас.

 

- Давайте. Я работаю в «Пегасе» 20 лет. Когда-то давным-давно меня сюда привела моя мама, которая также здесь работала. Меня взяли на работу культорганизатором. Так как я ничего не знала, много чего у меня не получалось и меня все со всех сторон учили, всё это жутко мне не нравилось. Потом, со временем, ко мне, как, наверное, и ко всем, пришел опыт. Стало получаться, стало нравиться.

Когда я пришла работать в «Пегас», у меня специального образования не было. Проработала где-то три года и решила, что надо поступать в профильный вуз. И поступила в институт культуры в Рязани. Отучилась, пошло повышение по служебной лестнице. Работала заведующей детским отделом, потом художественным руководителем «Пегаса», а сейчас -  заместителем директора по основной деятельности.

 

- Как возникла идея создания театра ростовых кукол?

 

- В свое время, когда я еще была культорганизатором, мы в «Пегасе» организовывали разные театрализованные представления, ставили новогодние сказки. Мне очень нравилось в них участвовать. Потом и самой пришлось заниматься организацией культурно-массовых мероприятий: подбирать материал, писать сценарии и т.д. Вот так как-то, постепенно, и подошли к созданию своего театра…

Поначалу это не был театр ростовых кукол, а просто обычный театральный коллектив. Нужно было искать какие-то новые формы работы, и мы решили попробовать театральную деятельность. Пробовать начали с постановки на сцене «Пегаса» популярных советских фильмов. Мы делали спектакли с музыкальными номерами по фильмам «Любовь и голуби», «Девчата», «Карнавал» и т. п. Народ на спектакли ходил, но не так чтобы очень. Приходилось прикладывать определенные усилия, чтобы привлечь публику, делать рекламу. Мнения по поводу наших постановок были разные: кому-то нравилось, кому-то нет.

Потом наш директор Н.В. Назарова решила приобрести для «Пегаса» ростовые куклы. Вначале их было немного. Ну, раз приобрели, значит, надо как-то их задействовать. И где-то году в 2010-м появился первый игровой спектакль ростовых кукол.

Люди еще не знали, что это такое, поэтому зрителей на наших спектаклях было немного. Потом посмотрели, понравилось. Спрашивали: «А это кто?», «А это местные?», «Да-а-а, местные?!». И пошло. Мы стали набирать популярность. И сейчас, а мы показываем свои спектакли не круглый год, а приурочиваем их к осенним, зимним и весенним каникулам, народу приходит очень много. Приходится делать по 3-4 сеанса в день.

 

- Елена Александровна, а ваш театр имеет какое-то название или это просто «Театр ростовых кукол ЦКиД «Пегас»»?

 

- Мы называемся «Театр ростовых кукол «Фокус»». И подразумеваем мы под этим не фокусы, которые показывает фокусник, а «фокус» - в плане фокусирования внимания. Во всяком случае, когда мы придумывали название для театра, мы хотели вложить в него именно такой смысл.

 

- Где вы берете сценарии для детских спектаклей? Ведь они не копируют мультики или известные сказки, хотя многие герои ваших спектаклей детям хорошо знакомы...

 

- Сами пишем. Главный принцип — чтобы детям было интересно. Берешь какой-то популярный мультсериал - «Смешарики», «Фиксики» и т.п. - и вот у нас уже по сцене смешарики бегают. На фиксиков вообще был аншлаг, дети валом валили. Делали спектакль по мультфильму «Мадагаскар»... Короче, прошлись по всем популярным детским мультикам.

Вот так цепляешься за популярные мультфильмы, связываешь все это с играми, чтобы зал был задействован в представлении, потом  адаптируешь всё к нашей сцене — и получается веселый незатейливый спектакль.

В последней сказке у нас на сцене была настоящая эклектика сказочных героев – от Бабы Яги до Глории из «Мадагаскара». По сюжету Баба Яга заколдовала всех жителей сказочного царства-государства: Несмеяну, ее папу-царя, нянюшку, подружку и т.д., и все они стали чудами-юдами, зверями непонятными, которых и изображали ростовые куклы. В конце концов, все закончилось хорошо, все расколдовались, и начался веселый карнавал.

В своей последней сказке мы попробовали такое новшество: использовали перчаточную куклу. То есть, когда Баба Яга заколдовала всех героев, она перестаралась и сама стала маленькой. Маленькую Бабу Ягу изображала перчаточная кукла. Ее ребята видели, когда она выглядывала из-за кулис. Потом Баба Яга свою ошибку исправила и снова стала большой. То есть, мы вводим в спектакль перчаточные куклы.

Вообще, у нас есть перчаточные куклы, и довольно хорошие, профессиональные. Мы их закупили. Есть кукольный театр, но его спектакли мы показываем на выезде, в детских садах, где маленькая ширма, маленький зал, детишки сидят близко к ширме, идет живое общение. А теперь мы пробуем вытащить кукольный театр на большую сцену. Мы решили, что это будет театр для самых маленьких зрителей — маленькие куклы, маленькие детишки… Все будут сидеть поблизости от сцены. В общем, мы хотим все это развивать.

 

- Сколько всего спектаклей вы поставили за время деятельности театра ростовых кукол?

 

- Порядка 17, с учетом новогодних представлений. На перспективу у нас есть задумка поставить спектакль по одному из современных мультсериалов, который очень популярен у детей. Не буду раскрывать тайну, поскольку для данной постановки еще предстоит очень многое сделать. Но надеюсь, что осенью мы порадуем наших зрителей очередной премьерой.

 

- Елена Александровна, можете вы назвать основных актеров вашего театра? Я так полагаю, что есть основной состав труппы и есть люди «со стороны», приходящие…

 

- Нет, у нас в труппе только работники ЦКиД «Пегас», никаких сторонних лиц нет. Дело в том, что постановка спектакля театра ростовых кукол требует очень серьезной подготовки. В ростовой кукле находиться очень тяжело. Закрытое пространство, когда ты смотришь на мир только в маленькие дырочки, когда тебе под ногами вообще ничего не видно, дышать очень тяжело. И когда идет репетиция, ты сначала просто привыкаешь к костюму, нарабатываешь сценические движения, осваиваешь пространство, находясь в костюме своего героя. Ты примеряешь, как и куда ты пойдешь, где, что и как ты будешь говорить… На сцене ведь очень важно, чтобы ростовые куклы, головы которых порой находятся выше собственной головы актера, расположенного внутри, не сталкивались, не толкались, не пихали друг друга. Все это очень непросто и очень долго…

В ростовых куклах нужно не просто говорить громко, там нужно орать, чтобы твой голос был слышен из-под маски. Маска настолько глушит голос, что мы специально на сцену купили подвесные микрофоны.

Внутри маски очень жарко. Если бы вы видели, как наши актеры переодеваются за кулисами. Это красные лица, взъерошенные волосы, тяжелое дыхание…

То есть, столько сил вкладывается в репетиции, в подготовку спектакля, что рисковать недопустимо. Здесь нельзя мгновенно заменить выбывшего актера. Здесь нужны люди очень надежные, за которых ты уверенBookmark: _GoBack, что они точно придут на спектакль. А точно люди ходят только на работу. Если человек приходящий, у него всегда могут возникнуть какие-то обстоятельства. Поэтому все наши актеры — работники «Пегаса».

 

- И все же, давайте назовем ваших актеров…

 

- Это Ольга Назарова, Тимур Олейник, Дмитрий Сурков, Иван Минаев, Татьяна Твердохлебова, Лариса Гусева, Светлана Никитина, Александр Карасев, Виктор Андреев, Мария Левкович, Ольга Викторовна Мурашова (это наш знаменитый Крош). Всего 12-14 человек. Иногда к постановкам мы привлекаем детишек, которые занимаются в кружках центра «Пегас». Конечно, в ростовых кукол мы их не одеваем, но они очень хорошо играют на сцене. Со своей детской непосредственностью они справляются с ролью замечательно.

 

- Давайте, чтобы не обижать тех, кто задействован в постановке ваших спектаклей, назовем имена и ваших звукооператоров, светооператоров и иных замечательных людей, без которых бы вам сложно было работать.

 

- Светооператор и по совместительству разработчик и изготовитель наших костюмов - Марина Владимировна Мастеркова. Конечно, в изготовлении костюмов ей помогают и другие сотрудники «Пегаса», но идейный вдохновитель и мозговой центр этого дела - она.

Звукооператор, который работает с нами непосредственно на спектаклях, - Татьяна Николаевна Морозова. Вместе с нею мы подбираем музыкальные номера, записываем фонограммы для спектаклей. В этом также принимает участие О. Назарова, актриса нашего театра.

На спектаклях мы задействуем сегодня и видеопроектор, и световые пушки. Эту аппаратуру обслуживают по очереди актеры нашего театра (кто не занят в постановке). Вообще, на видеопроекторе обычно сидит В. Андреев. Он же подбирает материал для видеопоказа, компонует его.

Конечно, наша деятельность не была бы возможной без нашего директора Надежды Викторовны Назаровой. Она хороший руководитель и талантливый администратор. Если надо, она может свернуть горы.

 

- Скажите, Елена Александровна, вы гастролируете со своими спектаклями или работаете только в «Пегасе»?

 

- За пределы района мы еще ни разу не ездили, но выезжали в район, в егорьевские школы. Детям нравятся наши постановки. Сейчас наш директор Н.В. Назарова работает над тем, чтобы мы выезжали со спектаклями и за пределы Егорьевска. Например, возможен выезд в ДК г. Шатуры.

 

- Что же, остается пожелать успехов вашему коллективу и благодарных зрителей. Оставайтесь всегда в их фокусе!






Подготовила Е. Кашаева