Меню

Конечная цель — стабильное развитие

26 ноября 2014 в 13:00
17 ноября т.г. представители егорьевских СМИ собрались в редакции Егорьевского телевидения, чтобы пообщаться с председателем Совета депутатов района Михаилом Трофимовичем Лавровым. Каждый журналист пришел на встречу со своими вопросами, которые в итоге были скомпонованы в три блока: экономика, бюджет и разное. Учитывая лимитированность времени, отведенного для общения с главой представительной власти района, участники встречи максимально сжали текстовки своих вопросов и определились с очередностью их постановки. И, тем не менее, пресс-конференция продлилась 90 минут. Причем, часть вопросов из блока «разное» так и осталась незаданной. Итак, в телестудии 17 ноября присутствовали: главный редактор ЕТВ Елена Акильева и корреспондент Виктория Куликова, гл. редактор Егорьевского радиовещания Владимир Морозов, гл. редактор газеты «Егорьевский курьер» Александр Сидоров, зам. редактора газеты «Егорьевское утро» Елена Кашаева, зам. редактора газеты «Знамя труда» Татьяна Бровченко и помощник председателя Совета депутатов Илья Игнатьев. Вела встречу Елена Акильева. Прежде чем перейти непосредственно к пресс-конференции, ведущая от лица всех собравшихся в студии поздравила М.Т. Лаврова с прошедшим днем рождения, пожелала ему здоровья, долголетия и плодотворного труда на благо Егорьевского района.   Экономика Открывая тему экономики, журналисты не могли не задать главе представительной власти района вопросы, связанные с международным положением, складывающимся в связи с известными событиями в Украине. Безусловно, представителей местных СМИ волновало, как данная ситуация отразится на экономическом положении нашего района. М.Т. Лавров ответил, что Егорьевский район сегодня является открытой экономической системой. Это значит, что в систему экономики района наряду с деловыми отношениями внутри страны включены международные внешнеэкономические связи, а расчеты по ним требуют использования иностранных валют. И это касается не только егорьевских предприятий с иностранным капиталом, но и отечественных, таких как ООО «Егорьевск-обувь», ООО «Победа», ЗАО «Новая Столица» и др., закупающих за рубежом оборудование, сырье, комплектующие, технологии и т.д. Следовательно, все, что происходит в мире, так или иначе влияет на деятельность этих предприятий, а через них — на экономику района в целом. В результате происходящего сегодня в мире какие-то местные предприятия  уже имеют нулевую рентабельность, а у кого-то рентабельность стала даже отрицательной. Себестоимость продукции из-за санкций в отношении России и падения курса рубля растет, а цены пока приходится держать на прежнем уровне или увеличивать незначительно. В связи с этим актуальным становится вопрос управления издержками предприятия. То есть, предприятиям надо минимизировать свои затраты. Это самый сложный и болезненный процесс, но от него никуда не деться. Следовательно, возможными становятся сокращение штата, замедление темпов роста заработной платы или ее замораживание, приостановка социальных проектов и др. В этой ситуации увереннее себя чувствуют предприятия, которые на нашей земле реализовывают уже не первый, а второй и последующие проекты. Они уже сами реинвестируют в свое дальнейшее развитие. А те предприятия, которые на развитие брали кредиты, в том числе рублевые, сегодня имеют проблемы. Ситуация в российской экономике усугубляется еще и тем, что наши банки, наш бизнес набрали кредитов на порядка 720 млрд долларов. Нашим предприятиям, сотрудничавшим с зарубежными поставщиками, сегодня нужно искать новых партнеров, возможно, среди отечественных товаропроизводителей. То есть, вновь возникает вопрос импортозамещения. А чтобы дать возможность российским предприятиям наладить выпуск продукции, сопоставимой с западными образцами, им необходимо предоставить кредиты — дешевые и на длительный срок. У нас же пока этого не происходит: Центробанк в очередной раз поднял ставку рефинансирования. Кредиты теперь еще дороже. Ряд же отраслей экономики не может обойтись без кредитования. «Прошло два месяца с момента введения явных санкций против России, но каких-то оптимистичных решений со стороны правительства в плане поддержки отечественного производителя мы пока не видим, - заметил Михаил Трофимович. - Думаю, они будут, потому что Президент России В.В. Путин не первый год говорит о том, что нужно заниматься реальным сектором экономики. Это явно прослеживается в его майских указах. Губернатор Московской области А. Ю. Воробьёв также поставил перед главами муниципальных образований конкретную задачу улучшения инвестиционного климата в районах с привлечением инвестиций в реальный сектор экономики для создания новых рабочих мест, роста доходов территорий и на этой основе повышения качества жизни населения. Создана система, отслеживается механизм». В этой части беседы егорьевских журналистов с председателем Совета депутатов района был сделан плавный поворот к теме импортозамещения. В Егорьевске есть предприятия, способные при определенных условиях поставлять на отечественный рынок качественную отечественную продукцию в больших объемах. Например, кролиководческая ферма ООО «Лелечи», гусиная ферма ООО «Экогарант», ООО «Егорьевская птицефабрика», животноводческое предприятие ООО «Эко-Агро», трикотажная фабрика ООО «Триумф» и др. Открывая тему импортозамещения, М.Т. Лавров привел для журналистов ряд фактов и цифр. Так сегодня в России 90% торговых сетей — это сети, владельцы которых постоянно или временно живут на Западе. «Ну зачем им российское производство?» - резюмировал глава представительной власти района. Сегодня импорт в общем объеме продаж в России составляет более 50%. А в отдельных отраслях и того больше: в машиностроении это 80%, в фармацевтике — 90%, авиации — 95%. «В 2000 г. мы ввозили продовольствия на 7 млрд долларов, в 2013 г. - более чем на 40 миллиардов, - продолжил М.Т. Лавров. - Оборудования ввозили в 2000 г. на 30 млрд долларов, в 2013 г. - на 150 миллиардов. Убийственные цифры. И для того, чтобы все это заменить отечественным, нужно поменять психологию управления экономикой, поменять взгляд на многие принципиальные вещи». «На днях в Госдуме прошло первое чтение закона о промышленной политике в России, - сказал  М.Т. Лавров. - Он там лежит уже несколько лет. Его сейчас доработают и переработают с учетом сложившейся ситуации. И дай Бог, чтобы этот закон скорее приняли и он заработал». «Заместить все нельзя и не нужно, - считает Михаил Трофимович. - Нам просто нужно сконцентрироваться на тех отраслях, которые мы в состоянии поднять и которые обеспечат нам экономическую и продовольственную безопасность. В первую очередь, это сельское хозяйство и легкая промышленность. Причем, ставку нужно делать на рост собственного производства, рассчитанного на внутренний спрос». Вновь было сказано о том, что внешние кредиты надо замещать внутренними, причем, дешевыми и долгосрочными. И единственным потенциальным кредитором отечественного производства, по мнению М.Т. Лаврова, должно стать государство. Средства для этого есть, нужно только перестать увозить их за рубеж. Нужно отходить от неолиберальной вольницы и вернуться к элементарному планированию в экономике. Яркие примеры успешного ведения планового хозяйства являют нам Япония и Китай. Возможно, и нам на ближайшие пять лет стоит принять «Пятилетку импортозамещения». Четко все расписать и жестко контролировать исполнение. Без этого успеха не будет. «Мы сегодня оказались в такой ситуации, когда роль государства должна возрасти в разы, - сказал Михаил Трофимович. - На Западе ведь то же самое происходит. Как только глобальный кризис или иной катаклизм — роль государства резко повышается, несмотря ни на какие договора, рыночные отношения и прочее. И банки ставят на место, и частный капитал. Мы тоже должны сегодня это сделать». Необходимо совершенствовать и отечественную налоговую политику. Налоги должны стать не только инструментом наполнения бюджетов, но и инструментом стимулирования развития производства, экономики. Нужно создать все условия для развития в стране технического прогресса, для зарождения и реализации новых идей, которые бы обеспечили нам технологический рывок в промышленности. Что-то подобное происходило в стране в 30-е годы прошлого века, когда шла повальная индустриализация, обеспечившая в итоге России победу в Великой Отечественной войне. А какие события и катаклизмы ожидают нас в обозримом будущем — предсказать сложно. Но к ним необходимо быть готовыми. Нужно заниматься подготовкой кадров для всех отраслей экономики, потому что сегодня с кадрами везде провал. И в этом тоже должна быть ведущая роль государства. Сделать что-то принципиальное на местном уровне невозможно. Сегодня проблем с кадрами нет не там, где их хорошо готовят, а там, где их есть чем приманить и удержать. А каких-то специалистов не хватает повсеместно. В частности, это касается и высококвалифицированных рабочих. К процессу подготовки кадров нужно привлекать и бизнес. У государства на все средств не хватит, а бизнес на определенных условиях мог бы спонсировать данный процесс. «Если через год санкции снимут, и мы ничего не предпримем, то это еще хуже будет. Потому что эти санкции могут вернуться в любой момент», - подытожил М.Т. Лавров. Журналистов интересовало мнение главы представительной власти района, что нужно сделать, чтобы возродить отечественное сельское хозяйство. М.Т. Лавров ответил, что, во-первых, труд на селе должен стать менее тяжелым и более прибыльным. Сельхозпроизводитель должен быть защищен от рисков, связанных с производством сельхозпродукции. У него должны быть гарантии, что с пустым кошельком он не останется. Он также не должен заботиться о реализации своей продукции. Все это — заботы государства. Во-вторых, на селе должны быть созданы условия проживания, сопоставимые с городскими. Здесь должны быть электричество, вода, газ, дороги, связь, больницы, школы, детские сады, клубы и прочее. «Если все это будет сделано, люди вернутся на село, - ответил М.Т. Лавров. - Но все равно, массового исхода на село не будет. Если 3-5% трудоспособного населения страны будет работать на селе, то при современной организации производства этого количества вполне хватит, чтобы обеспечить всю страну продовольствием. И еще будет что продавать на сторону». Но еще одна больная проблема на селе — земля. Конкретнее — земли сельхозназначения, которые сегодня по своему прямому назначению не используются. В свое время совхозные земли были скуплены банками, потом банки распались и земли разошлись по частным лицам. Потом эти частные лица эти земли перепродали, и сегодня уже не найдешь, кто собственник этих земель. «Нужна политическая воля и экономический механизм, чтобы вернуть эти земли крестьянину, - сказал М.Т. Лавров. - Если, допустим, некое лицо скупило пашни и ничего на этой земле не производит, то государство говорит данному лицу: в законодательном порядке мы возмещаем вам стоимость вашей земли с процентом и земля переходит в фонд перераспределения, а оттуда выделяется конкретному производителю под директивные цифры производства. Я думаю, мы к этому придем». А если земля, которая сейчас простаивает, начинает зарастать лесными культурами, то через какое-то время она автоматически может перейти в земли Гослесфонда. И из сельхозоборота она будет выведена окончательно.   Бюджет Бюджеты РФ и Московской области на 2015 год и два последующих года уже приняты. Завершается работа над бюджетом района на те же периоды. В ближайшее время районный бюджет должен быть утвержден депутатами районного Совета. Журналистов интересовало, насколько изменятся цифры бюджета к последним чтениям и как повлияет на наполняемость бюджета района помощь из бюджета Московской области. М.Т. Лавров ответил, что в зависимости от того, как будет развиваться экономическая ситуация в стране, плановые цифры районного бюджета будут, безусловно, пересматриваться. Плановые показатели проектируемого бюджета с учетом имеющейся экономической ситуации неплохие. Хотя, конечно, направленность нового бюджета на развитие территории достаточно слабая. Бюджету района в очередной раз уменьшены показатели налоговых поступлений. Собственные доходы бюджета по прогнозу уменьшатся где-то на 50 млн руб., а объем сумм, передаваемых из области, должен сократиться на 160 млн руб. Но эти цифры не окончательные. По ним профильным комитетам администрации района предстоит еще поработать. «Если посмотреть на начало 2014 г., то мы принимали бюджет района в сумме 2,3 млрд руб. В течение года он изменился колоссально. Сегодня он составляет по доходам 3,4 млрд руб.», - заметил М.Т. Лавров. Дефицит бюджета района на 2015 год остался на уровне 2014 г. Долговые обязательства небольшие. «Думаю, что следующий год будет посложнее текущего - с учетом всех имеющих место факторов. А в этом году, с учетом нашего активного взаимодействия с областью, с учетом реализации губернаторских программ и помощи губернатора А.Ю. Воробьева, сделано многое. Практически ликвидирована очередь в детские сады для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Введен в строй один детский сад, в 2015 г. будет введено еще два. Начато строительство ФОК с плавательным бассейном. Он также будет введен в строй в будущем году. Заметно улучшилось состояние автодорог. Неплохо идет реализация программ газификации, благоустройства». Далее журналисты побеседовали с председателем Совета депутатов района о программах, реализуемых на территории района, о помощи району в решении насущных проблем со стороны депутатов иных уровней законодательной власти, о продолжающемся перераспределении полномочий между областью и муниципалитетом и влиянии данного процесса на состояние районного бюджета. «В самом перераспределении полномочий ничего страшного нет, - пояснил журналистам Михаил Трофимович. - Эти перераспределения происходят периодически на протяжении всего действия федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого в 2003 г. В этом году в федеральный закон о местном самоуправлении были внесены очередные изменения, и теперь право перераспределять полномочия появилось и у субъекта федерации, области. Область сегодня приняла решение принять на себя полномочия по распоряжению землей, градостроительной деятельности и др. Вместе с полномочиями она принимает на себя и расходы по данным видам деятельности. Вполне вероятно, что по прошествии какого-то времени какие-то полномочия вновь будут делегированы на муниципальный уровень. Такое уже случалось в истории действия закона №131-ФЗ. Могут быть и иные варианты развития событий. В таких перераспределениях есть свои плюсы и минусы. Область сегодня хочет иметь более жесткий контроль и повысить ответственность муниципальных органов власти за принятие того или иного решения. Есть примеры, когда в городах какая-то территория застраивается, возводятся дома, продаются в них квартиры, заселяются жильцы, а инфраструктурой новый жилой район не обеспечен. Такого быть не должно, это недоработка местной власти. Область, приняв на себя полномочия в сфере градостроительства, гарантирует, что подобного в дальнейшем не произойдет. Проблема не в увеличении полномочий или передаче их сверху вниз или снизу вверх, а в финансовом обеспечении этих полномочий. Получая новые полномочия, мы не всегда получаем средства для их реализации», - завершил свои комментарии М.Т. Лавров.   Разное В этом разделе было собрано наибольшее число вопросов, но время встречи неумолимо приближалось к концу. В итоге заданными оказались лишь два вопроса. Один из них — с ответом М.Т. Лаврова - мы приведем ниже. Закон Московской области о порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, принятый в 2014 г., поделил подмосковные муниципалитеты на три зоны: в первой сохраняются прямые выборы глав населением, во второй глава будет назначаться из избранного совета депутатов. В третьей выборы будут проходить по-прежнему, в соответствии с уставами муниципалитетов. Во вторую зону попало и г. п. Егорьевск. Представителей СМИ интересовало, какова основная идеология вышеназванного закона и как будет выглядеть власть (представительная и исполнительная) в г.п. Егорьевск в 2015 г., после завершения полномочий нынешнего главы городского поселения. «Сегодня федеральный закон позволяет области установить несколько способов избрания органов представительной и исполнительной власти, - пояснил Михаил Трофимович. - В случае с г.п. Егорьевск глава поселения избирается из числа депутатов городского поселения и является одновременно председателем Совета депутатов, а руководитель исполнительной власти нанимается по контракту. Кандидатура руководителя исполнительной власти рассматривается и утверждается контрактной комиссией. Думаю, что эта процедура начнется где-то в конце января-начале февраля 2015 г. с тем, чтобы в марте мы уже имели руководителя администрации г.п. Егорьевск. Такая схема управления районом у нас уже была. Она неплохо себя зарекомендовала. Думаю, эти варианты выборов органов исполнительной и представительной власти будут применяться в зависимости от ситуации на территории — политической, экономической. Все эти схемы работают. Конечная цель — стабильность в муниципалитетах, стабильность в области». Стабильности в районе и мира во всем мире пожелали друг другу участники пресс-конференции в редакции Егорьевского телевидения. М.Т. Лавров предложил журналистам встречаться чаще — в любом формате, лишь бы все волнующие население вопросы были в итоге заданы и егорьевцы имели четкое представление о том, что происходит и будет происходить в районе.   Подготовила Е. Кашаева