Меню

На охране нашего здоровья

21 февраля 2013 в 13:00
    Сегодня здравоохранение района представлено двумя муниципальными учреждениями (центральная районная больница и стоматологическая поликлиника) и тремя государственными учреждениями (противотуберкулезный диспансер, областная психиатрическая больница №3 и кожно-венерологический диспансер). Все они, кроме стоматологической поликлиники, имеют в своем составе как стационарное, так и амбулаторно-поликлиническое отделения. Кроме того, имеются коммерческие организации здравоохранения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь. О том, как в прошедшем году работали учреждения здравоохранения и о планах развития и совершенствования системы здравоохранения района на 2013-2015 годы на итоговом совещании врачей рассказал главный врач Егорьевской ЦРБ В.В. Александров.     - Основным лечебно-профилактическим учреждением района является ЕЦРБ, оказывающая стационарную, амбулаторно-поликлиническую помощь по более чем 30 профилям и имеющая в своем составе ССМП, реанимационное отделение, родильный дом, гинекологию, отделение функциональной диагностики, отделение реабилитационного восстановительного лечения, лабораторно-диагностическое отделение, отделение медицинской профилактики и все отделения обеспечения.     Егорьевская ЦРБ включает в свой состав стационар на 599 круглосуточных коек, 4 поликлиники (из них одна детская) на 4000 посещений, 8 сельских амбулаторий (из них 3 с койками терапевтического профиля и сестринского ухода) и 15 ФАПов.     Всего в Егорьевском районе трудится 311 врачей и 1036 специалистов среднего медицинского звена.     Численность постоянного населения района составляет 103500 человек, из них взрослых 87043, из которых 60606 трудоспособного возраста и 26437 человек старше трудоспособного возраста.     В 2012 году повысилась рождаемость (родилось 1218 младенцев) и сократился отрыв в естественном движении населения.     Значительно повысился процент загруженности коек в связи с оптимизацией существующего коечного фонда.     Отмечается также тенденция к снижению общего числа заболеваемости. Однако остаются высокими цифры заболеваемости онкопатологией, что связано и с абсолютным ростом, и с проведением регулярных профилактических осмотров.     Учитывая то, что здоровье человека закладывается еще тогда, когда организм только зарождается в материнской утробе, основные усилия по лечебно-профилактической работе направляются на охрану здоровья матерей и детей. Эта же тенденция отражена и в существующей на федеральном уровне подпрограмме «Модернизация здравоохранения», в которой наш район активно участвует, в том числе и софинансированием.     Проводится пренатальная диагностика врожденных аномалий плода УЗИ-обследованием и генетическим обследованием в МОНИАГ женщин в ранних сроках беременности.     Обследовано в поликлинике из числа впервые выявленных детей с патологией 675 детей, направлено для обследования и лечения в областные и федеральные ЛПУ 226 детей. Оздоровлено в поликлинике 5184 ребенка.     Все учащиеся распределены на группы здоровья следующим образом: 27,3% отнесены к I группе здоровья, 56,8% - ко II группе, 13,7% - к III, 2,0% - к IV и 0,2% - к V группе здоровья.     Ухудшение зрения отмечается, в первую очередь, у детей в возрасте 15 лет, перед окончанием школы (16-17 лет) и у учащихся 4-5 классов, т.е. совпадает с увеличением нагрузки в школе, повышением зрительной нагрузки в связи с компьютеризацией образования, особенно в старших классах.     Многое в ЦРБ делается для снижения числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, но остается значительным рост заболеваемости от этой патологии, тем более что данные болезни все больше «молодеют». Смертность от этих заболеваний в нашем районе, как и во всем мире, занимает ведущие места, поэтому мы принимаем все возможные меры по своевременному выявлению и лечению этой группы заболеваний.     Большая работа проводится по своевременному выявлению, лечению и профилактике онкозаболеваний. В 2012 году отмечается общее снижение заболеваемости, запущенности, одногодичной летальности.     Скрининговая маммография позволяет выявлять заболевания молочной железы в доклинических стадиях, т.е. необходимо проводить ее всем женщинам в возрасте от 40 до 50 лет - 1 раз в два года, после 50 лет - 1 раз в год. Морфологическая верификация (подтверждение) диагноза составляет 68,6%. Для улучшения данного показателя проведено оснащение эндоскопического и патологоанатомического отделений современным оборудованием.     Центральные раки легкого при флюорографии (на ранних стадиях) не определяются, поэтому получен и установлен компьютерный томограф.     Злокачественные новообразования чаще встречаются в старшей возрастной группе, поэтому необходимо проведение профосмотров пенсионеров. Для мужчин это флюорография и PSA, так как практически все заболевания предстательной железы выявляются в 3-4 степени, а для женщин - флюорография, маммография и обследование гинекологом. А дальнейшее обследование уже проводить по показаниям.     В связи с поздней обращаемостью к врачам и отказом от дообследования и лечения необходимо вести санитарно- просветительную работу с населением, повышая ответственность каждого пациента за свое здоровье.     В.В. Александров напомнил, что амбулаторно-поликлинический комплекс работает по семидневной рабочей неделе с 8.00 до 20.00, в субботние дни с 8.00 до 18.00, в праздничные дни с 9.00 до 15.00 в одной из поликлиник.     Амбулатории работают с 8.00 до 18.00, кроме Верейковской, где работает один врач общей практики (до 14.00).     ФАПы работают по семидневной рабочей неделе с 8.00 до 14.00. В городе имеются 33 территориальных терапевтических участка. На 1 врача приходится 1890 человек.     В первом и третьем терапевтических отделениях работает дневной стационар на 39 коек (17 терапевтических, 7 хирургических, 9 неврологических и 2 ЛОР).     В районе проводится большая профилактическая работа по снижению заболеваемости и раннему выявления патологии. Работают выездные поликлиники. Проводится диспансеризация населения по заболеваниям, дополнительная диспансеризация, периодические осмотры «вредников». Все это позволило выявлять заболевания на ранних стадиях, что, соответственно, способствовало снижению нетрудоспособности.     После завершения реорганизации улучшилось оказание медицинской помощи на селе: заработали врачи общей практики и возобновилась торговля лекарственными препаратами.     В связи с дефицитом специалистов остаются трудности в эндокринологической, ЛОР-службе, детской хирургии, офтальмологии.     Необходимо отметить и работу кабинета обслуживания ветеранов, организованного на средства местного бюджета по инициативе главы района М.Т. Лаврова. Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, участники боевых движений, «чернобыльцы» и другие категории пенсионеров находятся на особом учете и обслуживании.     В последние годы проведен большой объем работ по капитальному ремонту учреждений здравоохранения. Так, по программе «Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 гг.» в 2011 году было выделено 67 300 тыс. руб., (федеральный бюджет - 63 935 тыс. руб., местный бюджет - 3 365 тыс. руб.), которые были израсходованы на ремонтные работы стационара детства и родовспоможения, оперблока (2 этаж), терапевтического отделения (6 этаж), Рязановского терапевтического отделения.      В 2012 году по этой программе было израсходовано 37 512,67 тыс. руб. на Шувойскую амбулаторию, взрослые поликлиники, детскую больницу и родильный дом.  По программе «Укрепление материально-технической базы» было выделено 4 500 тыс. рублей для женской консультации, 2-ого терапевтического отделения и гинекологии, а также на замену окон МЛПУ ЕЦРБ и ремонт пищеблока родильного дома.     В минувшем году было приобретено оборудование на сумму 71 млн руб., в том числе компьютерный томограф, маммограф, аппараты УЗИ пятого поколения и многое другое.     Но хоть сделано достаточно много, задачи, которые мы ставим перед собой, которые отражены в разработанной Программе по профилактике и снижению заболеваемости населения района на 2013-2015гг., также значительны.     Учитывая основные задачи в развитии здравоохранения, обозначенные на съезде врачей МЗ РФ, направленные на предупреждение развития заболеваний, профилактику, а также задачи, обозначенные в Программе врио губернатора Московской области А. Воробьева, мы основные усилия сконцентрировали на выполнении задач по проведению профилактических осмотров и продолжению диспансеризации для раннего выявления заболеваний и проведения необходимых лечебных профилактических мероприятий, на пропаганду здорового образа жизни, дальнейшее укрепление материально-технической базы, в чем огромную поддержку оказывает администрация нашего района и лично М.Т. Лавров.     Глава района большую роль сыграл в решении вопросов по созданию в городе гемодиализного центра (в 2013 году) и открытию первичного сосудистого отделения (в 2014-2015 гг.)
    Кроме того, составлены программы по ремонту внутриведомственных дорог, приобретению мебели во все отделения, монтажа пожарно-охранной сигнализации и видеонаблюдения.      Определены мероприятия, направленные на повышение укомплектованности штатов врачами - специалистами и средним медицинским персоналом. В закреплении этих кадров также помощь и поддержку обещал глава района, в том числе в обеспечении нуждающихся жильем.     При строительстве новых жилых комплексов будет планироваться создание сети амбулаторно-поликлинических учреждений (скорее всего в форме офисов и кабинетов врачей общей практики). Так, уже сегодня в одном из построенных домов на ул. Механизаторов определено помещение для организации кабинета ВОП.     Для осуществления этих задач нужны немалые финансовые вложения, поэтому учреждениям здравоохранения района необходимо участие во всех Программах как федерального, так и областного и муниципального уровня.       Вопросы лекарственного обеспечения населения в Егорьевском районе в минувшем году осветила начальник отдела здравоохранения Г.А. Макешина.     - В Егорьевском муниципальном районе лекарственное обеспечение населения  осуществляют 10 аптек и 21 аптечный пункт (в 2012 году было открыто четыре новых пункта). Проводится розничная реализация лекарственных препаратов в ФАПах и амбулаториях.     Ведется работа с руководителями аптечных организаций всех форм собственности, расположенных на территории района, что при размещении заказов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также при розничной реализации отдавать предпочтение продукции отечественного производства. Доля препаратов отечественного производства составляет 51,2 %.     Еженедельно проводятся проверки аптечных организаций на наличие фальсифицированных серий лекарственных препаратов. В 2012 году продажи фальсифицированных лекарственных препаратов не выявлено.     В соответствии с Постановлением РФ от 20.07.2011г. №599, с 1 июня 2012г. отпуск физическим лицам препаратов, содержащих малые количества наркотических средств, психотропных веществ, осуществляется строго по рецепту врача. Ежеквартально проводится контроль по отпущенным кодеинсодержащим препаратам. Объем проданных таких препаратов в 2012 г. уменьшился по сравнению с 2011 г. в 2,5 раза; отпуск льготных лекарственных препаратов данной категории осуществляется в двух аптечных организациях.     В 2012 г. 11832 человека имели право на получение государственной социальной помощи за счет федерального бюджета, из них 3153 льготника (26% от общего числа) оставили себе право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. В 2013 г. 3098 человек (26%) пользуются правом льготного лекарственного обеспечения из 11910 человек.     3 920 льготников имеют право на получение льготных лекарственных средств за счет регионального бюджета.     Поставлено в 2012 г. лекарственных средств в аптечные организации: - по федеральной льготе на 19,4 млн руб., что на 3,9 млн руб. меньше, чем в 2011 г.; - по региональной льготе на 23,8 млн руб., что на 3,6 млн руб. больше рекомендуемых объемов и на 8,4 млн руб. больше, чем в 2011 г.; - по 7 высокозатратным нозологиям на 30,2 млн руб.     Отпущено с начала года лекарственных средств в аптечных организациях: - по федеральной льготе на 19,3 млн руб. (обслужено 11232 рецептов); - по региональной льготе на 22 млн руб.(обслужено 13106 рецептов); - по 7 высокозатратным нозологиям на 26,1 млн руб. (обслужено 480 рецептов).     Средняя стоимость 1 рецепта: по 7 нозологиям - 57,4 тыс. руб., по федеральной льготе - 1719 руб., по региональной льготе - 1678 руб.(984 руб. в 2011 г.). Рост средней стоимости рецепта по региональной льготе произошел из-за обеспечения федеральных льготников, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет средств областного бюджета. Лекарственные средства по данным заболеваниям (онкология, сахарный диабет, бронхиальная астма), как правило, дорогостоящие.     В целях уменьшения социальной напряженности организована работа по улучшению лекарственного обеспечения в районе: - ежемесячно проводятся проверки в лечебных учреждениях по обоснованности назначения и выписки лекарственных средств; - в целях контроля за целевым расходованием финансовых средств регулярно проводятся совместные проверки с Министерством здравоохранения Московской области, Росздравнадзором, МОФОМСом; - делаются срочные и внеплановые заявки на лекарственные препараты в МЗ МО, в том числе на не вошедшие в перечни; - проводится поиск и обмен препаратами с другими муниципальными образованиями; - еженедельно проводится клинико-экспертная комиссия по обоснованности назначения препаратов, замене лекарств, направления на госпитализацию и разбору обращений граждан; - производится отпуск федеральным льготникам из регионального бюджета жизненно необходимых препаратов при их наличии в аптечной сети; - привлекается спонсорская помощь; - совместно с соцзащитой организована доставка лекарственных препаратов маломобильным группам населения на дом.     В отделе здравоохранения для более оперативного реагирования на жалобы пациентов активно работает «горячая линия», ведется журнал обращений на «горячую линию», все обратившиеся находятся на особом контроле. Всего рассмотрено 97 обращений на «горячую линию», 35 письменных обращений, 66 человек принято на личном приеме. Анализ обращаемости граждан показал, что наиболее часто (в 70%) обращения касаются вопросов льготного лекарственного обеспечения, 11% посвящены качеству оказания медицинской помощи, 19% - это прочие вопросы.     Обеспечено 1773 рецепта на сумму 3,5 млн руб.     С 01.01.2013 года, в соответствии с приказом МЗ МО от 28.12.2012г. №1581, на территории Московской области внедрен новый программный продукт «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» («ОНЛС МО»). В соответствии с данной программой, сформирован заново регистр врачей, имеющих право выписки льготных лекарственных средств; проводится формирование регионального регистра льготников (с указанием номеров СНИЛСА, паспорта), что возможно только при обращении пациента.     Задачи на 2013 г. 1. Увеличить процент продаваемых лекарственных средств и ИМН отечественного производства. 2. Продолжить работу по выявлению фальсифицированных препаратов и контроль неукоснительного исполнения строго рецептурного отпуска кодеинсодержащих препаратов в розничной продаже. 3. Разработать и внедрить механизм первоочередной (без очереди для социальных работников) выписки льготных лекарственных средств для бесперебойного обеспечения маломобильных групп населения. 4. Работать по открытию аптечных организаций в районах новой застройки. 5. Продолжить работу с Министерством здравоохранения по вопросам продолжения финансирования ремонтных работ в государственных учреждениях здравоохранения.         Директор Егорьевского филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области  Т.Б. Варламова рассказала о новшествах в финансировании здравоохранения в системе ОМС.     - Финансирование в системе обязательного медицинского страхования отличается от сметного. Все взаимоотношения между участниками системы ОМС строятся на договорных отношениях. Договоры закрепляются в федеральных нормативных актах (договор на оказание и оплату медицинской помощи). Страховые медицинские организации оплачивают оказанную лечебными учреждениями медицинскую помощь в режиме «Аванс - окончательный расчет».     Авансирование происходит следующим образом: каждое лечебное учреждение подает в СМО до 10 числа заявку, и пока в страховой медицинской организации не появятся заявки от всех ЛПУ, СМО не имеет право подать, в свою очередь, заявку в фонд. Часто заявки от медицинских организаций подаются несвоевременно. Финансирование Фондом страховых медицинских организаций осуществляется до 15 числа каждого месяца. После получения авансов от Фонда страховые медицинские организации в течение трех рабочих дней перечисляют денежные средства в ЛПУ, т.е. авансовые платежи появятся в лечебном учреждении в лучшем случае только 18 числа.     Начало года никогда не радует нас в финансовом отношении. Январь - неудачный месяц в плане поступления страховых взносов в Фонд, т.к. работодатели сделали свои отчисления в декабре прошлого года. Поэтому Фонд отправлял в январе авансы в страховые медицинские организации частями. Сейчас ситуация выравнивается. Лечебные учреждения уже сформировали новые заявки с учетом значительного увеличения авансовых платежей.     Денежных средств не хватает всегда. Подобная ситуация была и в прошлом году, так было несколько лет назад с выплатами отпускных. В этом случае, т.е. как и в случае с отпускными, желательно было бы «резервировать» на счету на конец года определенную сумму денежных средств.     В начале года у нас происходит изменение законодательства. Так в конце прошлого года закончились Национальный проект «Здоровье» и модернизация в части выплат, но с этого года вводится одноканальное финансирование.     Преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю. Таким образом, внедрение преимущественно одноканальной системы финансирования приводит к включению механизма экономической заинтересованности в расширении ресурсосберегающих технологий и рациональном использовании имеющихся финансовых средств.     Главное достоинство одноканального подушевого финансирования - однонаправленность мотивации населения и системы здравоохранения. Мотивация пациента - быть здоровым, иметь врача, заботящегося о здоровье и профилактике болезней, а в случае болезни получить раннюю диагностику и быстрое излечение. Мотивация системы здравоохранения - охрана здоровья населения, усиление профилактической направленности, внедрение здоровьесберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения.     На 2013 год планом-заданием, согласованным Министерством здравоохранения Московской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области и МЛПУ «Егорьевская ЦРБ», запланированы денежные средства в размере 792,6 млн рублей.     Много это или мало? Хватит ли денег на оплату коммунальных услуг, услуг транспорта, связи и других расходов, которые передаются из бюджета на финансирование из средств ОМС?     Если запланированные расходы по пяти статьям (заработная плата, начисления на оплату труда, питание, медикаменты и мягкий инвентарь) оставить на уровне запланированных расходов на 2012 год, т.е. равными 578 млн руб., то на переданные в систему ОМС бюджетные расходы останется 214 млн руб. плюс средства, которые будут поступать из бюджета Московской области на финансирование оставшихся на бюджете структурных подразделений в сумме 100 млн руб. Тогда денежных средств вполне должно хватить, т.к. за 2012 год бюджетные расходы составили 244 млн руб.     Как можно освоить эти деньги? Если обратиться к Генеральному тарифному соглашению – основному документу, по которому работают все медицинские организации области, и сравнить тарифы 2012 и 2013 годов, можно видеть, что по поликлинике стоимость посещения к врачам-специалистам выросла на 47,5% (составила на сегодняшний день 310 рублей), к терапевтам – на 49,5% (составила 305 руб.); по стационару тарифы по законченному случаю лечения выросли по различным позициям от 17,5% до 31,6% . Кроме того, остались все федеральные стандарты, которые ранее проходили по программе модернизации, они также были проиндексированы.     Приведу пример: стоимость лечения инфаркта миокарда при использовании регионального стандарта лечения выросла с 29 тыс. руб. до 36 тыс. руб., при использовании федерального стандарта выросла с 97 тыс. руб. до 105 тыс. руб. Отсюда вывод: рост тарифов существенный, можно применять в работе стационара не только региональные стандарты, но и федеральные, при условии полного  выполнения всего спектра обследований , который закреплен в федеральных стандартах.     А это становится вполне реальным в связи с вводом в действие нового томографа.     Будет хорошо и пациентам, и медицинским работникам, и всему учреждению: пациенты получат возможность качественного лечения на современном уровне, медицинские работники получат денежные средства на выплаты стимулирующего характера, лечебное учреждение – средства на оплату коммунальных и прочих расходов. Главным же условием является выполнение плановых объемов, только в этом случае можно будет полностью «выбрать» плановый объем денежных средств. Кратко скажу по выплатам работникам первичного звена (врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам ОВП, семейным врачам и их медицинским сестрам). В тарифах по поликлинике эти денежные средства предусмотрены (рост стоимости посещения к врачам-специалистам составил 310 руб., к терапевтам – 305 руб., т.е. эта разница должна дать возможность заработать те надбавки, которые ранее поступали по национальному проекту «Здоровье».     Сейчас готовится приказ Министерства здравоохранения Московской области по выплатам участковому звену. Но выплаты будут осуществляться с учетом критериев оценки деятельности медицинских работников, и одним из таких критериев является выполнение плановых объемов.     Не будет выполнения плановых объемов, денежные средства будут оставаться в страховых компаниях, а затем перераспределяться по области, не будет выплат стимулирующего характера, не будет средств для оплаты коммунальных услуг.     Поэтому предлагаю: плановым, бухгалтерским службам совместно с руководителями структурных подразделений ежемесячно проводить анализ и планирование деятельности; стремиться к минимизации снятий страховыми медицинскими организациями при проведении медико-экономической экспертизы оказанной медицинской помощи (уменьшить на 1% , т.е. с 7% до 6%), для этого нужно активизировать внутриведомственный контроль.   Подготовила Л. Попова ИА "Егорьевское утро"