Меню

От «Сочи Автодрома» до егорьевских трасс

2 ноября 2015 в 13:00
С 8 по 11 октября 2015 г. в г. Сочи проходил российский этап «королевских гонок». Это была вторая в истории гонка гран-при России «Формулы-1». Первая прошла на «Сочи Автодроме» 12 октября 2014 г. В техническом сопровождении сочинских гонок 2015 года принимали участие шестеро егорьевцев, двое из которых – Алексей МУРАТИКОВ и Алексей ЩЕРБАКОВ – являются тренерами спортивно-технического клуба СК «Мещера». С ними, а также их коллегой по тренерской работе Михаилом ИВАНОВЫМ, мы побеседовали через неделю после окончания гран-при России «Формулы 1». Встреча проходила в спортивно-техническом клубе СК «Мещера», расположенном на ул. Нечаевской, на базе бывшей школы №9.   - По имеющейся у нас информации, ряд тренеров вашего спортивно-технического клуба принимал участие в техническом сопровождении гонки гран-при России «Формулы 1» в Сочи. Расскажите об этом событии, о том, как вы попали на соревнования столь высокого ранга.   А. Муратиков: - Предыстория этих событий была следующей. Наши ребята, члены спортивно-технического клуба, давно и довольно успешно выступают на соревнованиях различного уровня (автогонки, мотогонки, картинг), что сделало наш клуб известным как на региональном, так и на федеральном уровне. И представители РАФ (Российской автомобильной федерации) предложили нам, тренерам и работникам егорьевского спортивно-технического клуба, попробовать себя в качестве экстрикейшн (extrication team – высвобождение, извлечение пилота из разбитого спортивного болида) на российском этапе гонок «Формулы 1» в г. Сочи. Дело в том, что организаторы данных соревнований испытывали потребность в специалистах в области экстрикейшн. В группе экстрикейшн должны работать аттестованные спасатели, среди них обязательно должен быть медик с минимум фельдшерским образованием. Это должны быть профессионалы своего дела, умеющие действовать в обстановке проведения таких соревнований, как гонка «Формулы 1». Группа экстрикейшн должна в сжатые сроки прибыть на место аварии (креша), оценить обстановку, оценить состояние гонщика, выработать план действий и приступить к извлечению гонщика из пострадавшего автомобиля (болида) с последующей передачей его бригаде медиков.   - Из чего у РАФ родилась такая потребность в специалистах в области экстрикейшн? Разве у нас нет таких специалистов?   М. Иванов: - Экстрикейшн – это специалисты, работающие не на постоянной основе, а привлекаемые к обслуживанию тех или иных автосоревнований. В основной своей массе это общественники, общественной является и сама РАФ. Периодически Федерация обращается к известным ей специалистам с предложением поучаствовать в обслуживании тех или иных соревнований при условии, что эти специалисты пройдут специальное обучение, пройдут тесты профессиональной подготовки. Это касается не только специалистов в сфере экстрикейшн, но и иного обслуживающего персонала. Предложение было сделано нашим тренерам и помощникам спортивно-технического клуба еще и потому, что многие из них работают или работали в профессиональных службах спасения – «Мособлпожспасе», «Центроспасе». То есть, у них имеется и опыт работы со спортивными автомобилями, и опыт работы спасателями. Для участия в техническом обслуживании гонок «Формулы 1» в Сочи в качестве экстрикейшн заявилось несколько групп специалистов из разных регионов России. Выбрать из них РАФ нужно было три.   А. Муратиков: - Мы дали согласие на участие в обслуживании российского этапа «Формулы 1». Но так как опыта работы на гонках у нас не было, на базе нашего спортивно-технического клуба при поддержке депутата Мособлдумы, председателя Федерации автомобильного спорта Московской области Е.В. Аксакова был организован семинар по подготовке спасателей и судей для обеспечения проведения гран-при «Формулы 1» в г. Сочи. Семинар проводил менеджер отдела РАФ по подготовке и проведению гран-при России, спортивный судья первой категории Георгий Андреев под руководством и контролем председателя РАФ С.В. Иванова. В проведении семинара нам помогло руководство СК «Мещера». Е.В. Аксаков и команда "Ралли Подмосковья" предоставили для тренировок гоночный автомобиль, Е.В. Аксаков лично контролировал прохождение семинара, общался с нами. Семинар состоял из теоретической и практической частей. На теоретических занятиях нам рассказали об организации судейства, о работе обеспечивающих служб и, особенно, о работе спасателей совместно с медиками. На практике непосредственно на спортивном автомобиле отрабатывались навыки извлечения гонщика при различных отягчающих факторах (пожар, блокировка дверей, блокировка самого пилота с различными травмами, разлитие ГСМ, угроза поражения током и т.д.).   А. Щербаков: - Работая спасателями, мы неоднократно извлекали пострадавших из разбившихся автомобилей. Но работа спасателя на «Формуле 1» - это совершенно иная практика, имеющая свою специфику. Другие машины, особое крепление в них пилотов, а потому и приемы извлечения совершенно иные. Плюс мимо на скорости 320 км/ч несется, не останавливаясь, гоночный пелотон. В итоге, из своего прошлого опыта мы взяли только умение спокойно и слаженно работать. Всему остальному пришлось учиться заново.   А. Муратиков: - Семинар проводился в течение двух месяцев (август, сентябрь т.г.). Нам предоставляли разные машины – кузовные (раллийная и трековая) и формульные (машины с открытыми колесами). Какое-то время мы занимались в Москве. Там мы были уже не одни, а вместе с представителями еще пяти команд, претендовавших на участие в обслуживании сочинского этапа «Формулы 1». По приглашению РАФ к нам приезжал доктор Жан-Жак Иссерман, медицинский делегат ФИА (Международная автомобильная федерация), основатель и идейный вдохновитель методики извлечения гонщиков из автомобилей, применяемой с 1989 г. и спасшей жизнь и здоровье не одному спортсмену, в том числе и на гонках «Формулы 1». Он проводил с нами занятия и принимал у нас экзамены. По результатам экзаменов для обслуживания гонок было отобрано три команды – наша в том числе. Ж.-Ж. Иссерману очень понравилось, как работали наша команда и две «Центроспасовские». Итогом нашего обучения стало получение международного сертификата, который дает нам возможность обслуживать автосоревнования любого ранга по всему миру.   - Что было дальше?   А. Муратиков: - Мы прибыли в Сочи за пять дней до начала соревнований. Успели там освоиться и еще попрактиковаться. Последние тренировки проходили уже в святая святых «Формулы 1» - паддоке (закрытая для доступа публики территория, где располагаются зоны управления гонкой гран-при, площадки для парковки транспорта команд, боксы, медиа-центр и прочие рабочие зоны) на болидах «Формулы 1». Как показали гонки, наши старания по освоению навыков extrication team оказались не напрасными. Было несколько аварийных ситуаций, в которых мы сработали как надо. Также нам пришлось извлекать испанского автогонщика Карлоса Сайнса-младшего, который в ходе третьей тренировочной сессии к гран-при России на скорости 315 км/ч врезался в барьер безопасности TechPro. Эти барьеры состоят из пластиковой оболочки из достаточно прочного, но при этом мягкого пластика, внутри которого присутствует стальная плита. Большая часть полостей барьера залита поглощающей полиуретановой пеной – ее плотность возрастает по мере приближения к центру. В итоге при ударе энергия распределяется максимально равномерно по каждому блоку. Теоретически гоночный болид должен был после удара о такой барьер остановиться. Но машина Сайнса невероятным образом подсекла барьеры, и в итоге оказалась погребенной под ними. Поэтому команде спасателей пришлось при помощи крана вначале поднимать барьеры безопасности, а затем уже извлекать гонщика. По нормативам извлечение должно происходить за 6-8 минут, если пилот находится в сознании. Наша команда сработала за шесть и получила высокую оценку медицинского делегата ФИА и менеджера отдела РАФ по подготовке и проведению гран-при России Г. Андреева, о чем он заявил журналистам. Также огромную благодарность мы получили от команды «Scuderia Toro Rosso» и лично от Карлоса Сайнса. Проявленный профессионализм экстрикейшн из Егорьевска отмечен ФИА как пример для подражания всем международным службам, обеспечивающим самые различные соревнования по автоспорту.   - Давайте назовем тех наших парней, которые участвовали в техническом обслуживании российского этапа «Формулы 1» и проявили себя столь успешно.   А. Муратиков: - Думаю, стоит сказать о том, что кроме самих гонщиков и членов их команд в этом грандиозном действии принимали участие более 500 человек, непосредственно обслуживающих соревнования; это спортивные комиссары, технические и прочие контролеры, секретари различных служб, маршалы, непосредственно находящиеся на трассе, пожарные, спасатели, ну и, конечно, медики. И среди этой многочисленной группы организаторов соревнований были наши земляки - лучшая смена поисково-спасательного отряда №15 «Мособлпожспаса», неоднократные победители профессиональных соревнований различного уровня, спасатели Алексей Щербаков, Александр Гусев, Андрей Отченко и Сергей Багонин, а также спасатели из «Центроспаса» Алексей Муратиков и Михаил Ляхов. Мы с Алексеем Щербаковым являемся еще и тренерами спортивно-технического клуба СК «Мещера».   - Скажите, что дало вам участие в обслуживании «королевских» гонок», кроме получения международных сертификатов, чести работать на столь грандиозном мероприятии и удовольствия увидеть все это собственными глазами?   А. Муратиков: - Если говорить в масштабах страны, то наш профессионализм в исполнении своих обязанностей сработал на престиж России как организатора автосоревнований такого уровня. К организации гонок «Формулы 1» в Сочи в 2014 г. было немало претензий со стороны ФИА. Если говорить в масштабах Подмосковья, то и здесь мы сработали на престиж региона. То же самое можно сказать и о нашем районе. Если говорить о нашем клубе, то, думается, нам теперь будет проще обращаться с какими-то своими проблемами в РАФ или Федерацию автомобильного спорта Московской области.   М. Иванов: - Участием в проведении «Формулы 1» мы, думается, создали хорошую стартовую площадку и для наших ребят, членов спортивно-технического клуба. Наш выпускник Максим Алюлин (бронзовый призер Чемпионата России по картингу, бронзовый призер Кубка России по ралли, участник чемпионата Московской области по автокроссу, серебряный призер этапов Кубка России по ралли) сегодня учится в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма - крупнейшем в России и за рубежом высшем учебном заведении в области физической культуры и спорта, на кафедре технических видов спорта. Это будущий тренер, для которого поддержка РАФ может оказаться весьма полезной. Возможно, с автоспортом захочет связать свою жизнь и еще кто-то из наших ребят.   - Вы знаете, мы начали рассказ с ваших ребят, членов вашего спортивно-технического клуба, и опять вернулись к ним. Думаю, это не случайно. Давайте завершим беседу темой работы клуба. Как у вас сегодня обстоят здесь дела?   М. Иванов: - Наверное, начать здесь стоит с благодарности Е.В. Аксакову. Два года подряд при его непосредственной помощи клуб получает спортивную технику. В общей сложности мы получили ее на 800 тыс. руб. Несколько лет тому назад, когда председателем комитета по делам спорта и молодежи был еще Е.И. Кольцов, мы вынашивали планы создания на базе нашего клуба детско-юношеской спортивно-технической школы (ДЮСТШ). Но времена изменились, сейчас мы являемся подразделением СК «Мещера». Клуб располагает тремя штатными тренерами, но и это - благодаря пониманию со стороны главы района. По-хорошему, нам сегодня остро необходима ставка механика и ставка подсобного рабочего. Техники много, ее нужно постоянно ремонтировать, технически обслуживать. Нужно заниматься содержанием здания, где располагается клуб (это здание мы тоже получили при поддержке главы района), и благоустройством прилегающей к нему территории. Силами только тренерского состава и ребят, занимающихся у нас, выполнять это затруднительно. Ведь основная наша задача – это, все-таки, учебно-тренировочный процесс. Здание бывшей школы №9 нам выделили полтора года назад. Мы выполнили ремонт, обустроили территорию, построили подсобные помещения для хранения и ремонта техники. Они пока неотапливаемые, что создает ряд неудобств в холодное время года, но мы надеемся, что вопрос с отоплением нам помогут решить. Безусловно, на этой территории разместилась не вся имеющаяся у нас техника. Что-то продолжает храниться по домам у членов клуба, картинги хранятся на территории картинг-клуба (площадке гаража №2, который мы арендуем у автоколонны №1796). Там в данный момент находится 12 единиц техники. Интерес к занятиям в спортивно-техническом клубе растет. В общей сложности у нас занимается пять групп по разным направлениям авто- и мотоспорта. Есть группы коммерческие, есть – бесплатные. Детишки к нам приходят чуть ли не с шести лет (и мальчики, и девочки) и занимаются здесь до 18-ти. Основная масса предпочтение отдает картингу (60% членов клуба). Остальные выбирают либо автокросс, либо мотокросс. Из-за ограниченных мощностей мы сегодня не можем удовлетворить потребность всех желающих заниматься авто- и мотоспортом. По картингу нам недостает площадей для хранения и обслуживания техники. Здесь, на территории бывшей школы №9, нам также нужны дополнительные площади для хранения и обслуживания автомобилей и мотоциклов. Нужны дополнительно тренеры (сейчас нас выручают общественники, которые занимаются с ребятами «из интереса», в свободное от основной работы время). Более 10 человек один тренер качественно обучать практически не может, ведь наш вид спорта – технический.   А. Щербаков: - Здесь нужно не просто заниматься с ребятами, но и готовить к тренировкам технику. Мы привлекаем к этому самих ребят. Они учатся все делать своими руками.   М. Иванов: - Наш вид спорта отличается и высокой материальной и финансовой затратностью. Нам постоянно необходимы ГСМ, запчасти и проч. Все это ложится на плечи родителей наших юных спортсменов. Город финансирует оплату труда сотрудников клуба и оплату коммунальных услуг. За аренду помещений и трассы для картинга у автоколонны №1796 мы платим сами, из заработанных на платных услугах средств.   А. Муратиков: - Хотя, надо заметить, трассу эту обустраивал все-таки город…   - Скажите, а где проходят тренировочные занятия по мотокроссу и автокроссу?   А. Щербаков: - Пока мы этим занимаемся на участке, который находится за полигоном. Там мы построили две тренировочные трассы. Учитывая то, что данная земля не наша, ее в любой момент могут у нас забрать и передать кому-то другому. По сути, мы уже три раза таким образом оставались без трассы. Поэтому сегодня мы и обращаемся с просьбой к главе района о выделении нам земельного участка под обустройство тренировочных трасс.   М. Иванов: - Была идея создать гоночные трассы в карьерах за третьим микрорайоном (в районе ул. Антипова). Но сейчас от данной мысли мы отказались, так как это очень затратный проект. Районный бюджет однозначно его не потянет, а инвестора за год вынашивания проекта мы так и не смогли найти. В качестве альтернативного решения мы попросили вернуть нам Ширяевский карьер, который в 80-х годах мы разрабатывали, строили трассы и проводили там гонки. Потом все развалилось, и сейчас в Ширяевских карьерах находится пескобаза дорожных служб. Плюс зимой туда свозится собранный с городских дорог снег. Письмо в адрес главы района написано. Уже прошла встреча с зам. главы района Д.В. Викуловым. Идет процесс принятия решения. Если нам отдадут Ширяевский карьер, мы примемся за его освоение.   А. Муратиков: - Начальные работы постараемся выполнить сами, а затем будем искать инвесторов.   - Вы знаете, порой, бываешь на каких-либо мероприятиях в районе, видишь, какие дома отстраивают в захудалых некогда деревнях, и удивляешься: неужели этим людям от такого солидного достатка сложно оторвать маленький кусочек, чтобы вложиться в развитие той территории, на которой они живут…   А. Щербаков: - Чужих денег мы не считаем, но могу сказать, что у нас есть добровольные помощники. Например, в покупке техники для мотокросса нам хорошо помогли «Егорьевский дом недвижимости» и магазин «Есть идея».   М. Иванов: - А нам помогает «АИЛ-строй» (ген. директор  И.Б. Мухин, технический директор А.И. Кабанов), «Механический завод» (В.М. Кислов). Так что, меценаты в Егорьевске есть.   А. Щербаков: - В основном, это те люди, которым нравятся технические виды спорта. Им нравится наша идея.   М. Иванов: - Многое делается на личных знакомствах. Ведь мы не первый год в городе живем и работаем, многие нас знают, верят в нас, а потому помогают – не только деньгами. Помогают родители наших воспитанников, помогают те, кто когда-то и сам у нас занимался.   - Какой минимум помощи вы бы сейчас хотели получить от города, учитывая то, что продолжается кризис и денег в бюджете не густо?   М. Иванов: - Землю под трассу, ставки механика и подсобного рабочего в клуб, помощь в подведении отопления в подсобные помещения. Понимаете, мы и сами очень многое делаем и для обустройства базы, и для обеспечения функционирования клуба. Но всего мы сделать не в состоянии. У города было в планах обустроить в данном районе спортивно-игровую площадку – здесь их не так много. Хорошо, «Котофей» обустроил поле с искусственным покрытием в районе ул. Владимирской (они там планируют заниматься хоккеем, так как директор ООО «Егорьевск-обувь» С.В. Сорокин большой поклонник данного вида спорта). Мы бы были рады, если бы и возле нас обустроили площадку для занятий общей физической подготовкой – наши ребята тоже занимаются ОФП. Мы бы и сами все это сделали, но сейчас все оборудование на спортивно-игровых площадках должно быть лицензированным…   - А вообще, как вы считаете, нужно ли развивать технические виды спорта? Не будет ли это способствовать тому, что, полюбив высокие скорости, ваши ребята, повзрослев, будут гонять по дорогам, создавая аварийную обстановку? Вон что вытворяет в Москве «золотая» молодежь…   А. Щербаков: - Мы нужны именно для того, чтобы научить ребят грамотно и уважительно относиться к технике, привить им навыки безопасного движения. Пусть наши ребята не станут чемпионами, но они научатся правильно ездить, они поймут, что можно делать на дорогах, а чего нельзя. Сейчас появилось много возможностей покупать мощную технику, но не расширились возможности научиться профессионально ею управлять. Автошколы учат азам вождения. В критических ситуациях этих знаний явно недостаточно.   М. Иванов: - Наши ребята учатся не только управлять техникой, но и собирать, разбирать, ремонтировать ее. Это занятие для головы и для рук. В этом тоже немалая польза.   А. Муратиков: - Те, кто прошел спортивную подготовку, уже не вылетит безбашенно на дорогу. Они ездят аккуратно, умеют оценивать обстановку и уважают на дороге других участников движения.   А. Щербаков: - Технические виды спорта дисциплинируют ребят. Я уверен, что ни один из моих воспитанников не выедет на дорогу без шлема, без перчаток. Они не сядут за руль автомобиля, не пристегнувшись. Думаю, они не сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения. Ведь мы с самого начала приучаем их к тому, что можно, а чего нельзя.   А. Муратиков: - Я работаю в Москве спасателем, вижу очень много аварий на дорогах. Но могу твердо сказать, что среди участников этих ДТП спортсменов нет. Спортсмены находят, где себя реализовывать без риска для окружающих. А это – именно безбашенная молодежь, которая получила доступ к мощной, скоростной технике, научилась жать на газ и крутить рулем, но полноценных навыков управления техникой не имеет. Это самодеятельность, а не профессионализм.   А. Щербаков: - Бьются из-за того, что не умеют на скорости совладать с техникой. Спортсмен, даже если поедет быстро, аварийной ситуации на дороге не создаст.   М. Иванов: - Кстати, на своих трассах, если они у нас появятся, мы хотели наладить и контраварийную подготовку для водителей. Это платная услуга, в Москве она сейчас широко практикуется. У нас для организации таких курсов все есть.   - Спасибо за содержательный и интересный рассказ. Давайте в завершение беседы более подробно обозначим тех, кто в ней сегодня участвовал.   М. Иванов: - Общественный тренер по картингу и автоспорту спортивно-технического клуба, спасатель отряда «Центроспас» Муратиков Алексей Евгеньевич. Занимался профессионально картингом, автокроссом, был участником соревнований различных уровней. Мастер спорта. Щербаков Алексей Викторович, штатный тренер по мотоспорту спортивно-технического клуба, выпускник кафедры технических видов спорта Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры. Занимался профессионально мотокроссом, мотогонками на льду. Мастер спорта по мотоспорту. Бронзовый призер СНГ по мотогонкам на льду, призер чемпионата России по мотокроссу. До прихода на тренерскую работу был спасателем ПСО-15. Иванов Михаил Владимирович, старший тренер по техническим видам спорта спортивно-технического клуба. Профессионально занимался картингом и мотоспортом. Был директором подросткового клуба «Щит и меч». Работал инструктором по техническим видам спорта ДОСААФ. Также в клубе тренером работает Григорий Саркисович Абрамян, активным помощником является общественный тренер Александр Владимирович Золотарев, действующий полковник армии, кандидат в мастера спорта по картингу, фанат этого дела. Фанатами являются и все родители наших воспитанников. У нас хорошая команда, что помогает нам жить. Еще года два – и мы окончательно встанем на ноги. Я верю в это.   - Успехов вам, терпения и надежных помощников!   Bookmark: _GoBack Е. Кашаева