Меню

От целей космических – к целям земным

15 апреля 2016 в 13:00
    7 апреля т.г., в канун Дня космонавтики, который в этом году в России отмечается с большим размахом, так как это год 55-летия первого полета человека в космос (все мы знаем, что совершил его наш соотечественник летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин), Егорьевск по приглашению курсантов авиатехколледжа гражданской авиации посетила космонавт-испытатель Герой России Елена Олеговна Серова.     Напомним, Е.О. Серова родилась 22 апреля 1976 г. в пос. Воздвиженка Уссурийского района Приморского края. Окончила сначала аэрокосмический факультет Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-испытатель», а затем Московскую государственную академию приборостроения и информатики по специальности «экономист». В 2008 г. окончила аспирантуру РКК «Энергия».      С августа 2001 г. работает в РКК «Энергия»: сначала инженером, затем – инженером 2-й категории в Главной оперативной группе управления в ЦУПе. Летом 2005 г. подала заявление о приеме в отряд космонавтов РКК «Энергия». В октябре 2006 г. была рекомендована к зачислению на должность кандидата в космонавты. В феврале 2007 г. приступила к прохождению двухгодичного курса ОКП. С января 2011 г. - космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.     С сентября 2014 г. по март 2015 г. Елена Серова в составе международного космического экипажа пребывала и работала на борту международной космической станции (МКС) - в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-14М» и бортинженера МКС. В космической экспедиции Е. Серова находилась вместе с командиром Александром Самокутяевым и бортинженером Барри Уилмором.     Елена Олеговна Серова - четвертая в советско-российской истории женщина-космонавт. До нее в космосе побывали Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт, Светлана Евгеньевна Савицкая, слетавшая на орбиту дважды и первой из представительниц прекрасного пола вышедшая в открытый космос, и Елена Владимировна Кондакова, побывавшая в космосе в 1994 и 1997 годах. Елена Серова стала первой российской женщиной-космонавтом, работавшей на борту МКС.     В 2016 г. Е.О. Серова была удостоена звания Героя Российской Федерации.     На егорьевской земле Елену Олеговну Серову тепло встречали глава городского округа Александр Владимирович Гречищев, председатель Совета депутатов округа Михаил Трофимович Лавров, работники администрации и многочисленные представители районных и областных СМИ. Программа визита  именитой гостьи была расписана буквально по минутам, так как в этот день Елену Олеговну с радостным нетерпением ждали на кондитерской фабрике «Победа», в ООО «Белла», ОАО «Егорьевск-обувь», в колледже гражданской авиации им. В.П. Чкалова и ДК им. Конина.     На всех предприятиях, где в этот день побывала Е.О. Серова, она имела возможность ознакомиться с производством и побеседовать с коллективом. Елене Олеговне задавали самые разные вопросы, связанные с ее личной жизнью и полетом в космос. Ни один из этих вопросов не остался без откровенного ответа.     Собеседники Е. Серовой узнали, что она замужем за космонавтом-испытателем РКК «Энергия» Марком Серовым, с которым Елена познакомилась еще будучи студенткой МАИ, что у них есть13-летняя дочка Леночка, которая, пожалуй, одна способна понимать, о чем говорят дома на своем инженерном языке мама и папа. Девочке непросто живется с такими необычными родителями, но она растет самостоятельной и с лидерскими задатками. О полетах в космос Леночка пока не мечтает (кстати, и Елена Олеговна также в детстве космическими полетами не бредила, хотя и страстно желала связать свою жизнь с космической отраслью). Е.О. Серова сказала, что поддержит желание дочери отправиться в космос только при условии, что та твердо решит стать космонавтом, ведь подготовка к полету и сам полет – дело неимоверно сложное во всех отношениях. Вообще, Елена Олеговна, как, наверное, и многие мамы, считает, что если стремление к чему-то у ребенка есть, его нужно поддерживать и развивать – не важно, космос это или что-либо иное.     Многих интересовало, как и когда к Серовой пришло решение полететь в космос. Елена Олеговна ответила, что огромное влияние на ее выбор будущей профессии оказала ее первая школьная учительница Вера Сергеевна Воробьева, которая была фанатом космоса. Она рассказывала своим ученикам о космосе и космонавтах. Зараженные ее интересом, ребята коллекционировали марки, конверты, открытки, блокноты с космической тематикой, вырезали заметки о космосе из газет и журналов. Вот что значит быть настоящим учителем и быть по-настоящему увлеченным человеком. Именно такие педагоги воспитывают будущих героев Отчества.     После школы Елена поступила учиться в МАИ, затем – работать в РКК «Энергия». За эти годы был накоплен огромный багаж знаний и опыта, и когда в 2006 г. был объявлен набор в отряд космонавтов, и многие знакомые Серовой девушки подали заявления о приеме в него, Елена подумала, а почему бы и ей не испытать себя. Испытать пришлось очень многое – проверки, тренировки, экзамены. И, наконец, долгожданный старт – и вверх.     Отвечая на вопрос, сложно ли быть женщине космонавтом, Елена Олеговна сказала: «Женщина, поставившая себе цель стать космонавтом, обязана ни в чем не уступать мужчинам в профессионализме, оставаясь при этом хорошей хозяйкой, любящей женой и чуткой матерью». И ей это удается.     Рассказывая о космосе, о работе на орбите, Е. Серова не преминула подчеркнуть, что Россия была, есть и будет космической державой. «Без нас в космос никто бы не полетел, - сказала Елена Олеговна. - МКС без нас не было бы. Американцы без нас не смогли бы сделать станцию. Мы им нужны были. У них опыта построения станции абсолютно нет. Вы должны понимать, что сейчас в космос все летают только на наших кораблях. Космос позволяет открывать новые физические явления, новые законы и т.д. Мы сейчас находимся где-то на самом острие новых научных открытий, причем, сделаны они будут российскими учеными. Мы привыкли к разговорам о том, что у нас все плохо. У нас все НЕ плохо, у нас все вообще замечательно. Просто почему-то это нигде не афишируется».     Е. Серова, отвечая на вопрос одного из своих многочисленных собеседников, отметила, что в отряде космонавтов существует особое, трепетное отношение к религии. На борту МКС есть Библия, иконы. Все космонавты перед полетом ездят на исповедь и причастие в Сергиеву лавру. Без веры жить нельзя, а в экстремальных условиях, таких, как космический полет, она особенно необходима.     Один юный участник встречи с Е.О. Серовой спросил, что нужно делать, чтобы стать космонавтом. Елена Олеговна ответила, что в первую очередь нужно очень хорошо учиться, иметь пятерки по всем предметам. И обязательно укреплять свое здоровье.     Конечно, Е. Серову спросили, хотела бы она еще раз побывать в космосе. «Я бы очень этого хотела, - сказала Елена Олеговна. - Нет такого пилота, который не хотел бы летать. Но этот вопрос решаю не я. У нас существует определенный регламент. Руководство решает, кто, под какие задачи и когда полетит. Более того, было еще два набора молодых ребят, которым тоже нужно слетать в космос, чтобы набраться опыта. Поэтому в ближайшие три года я в экипаж точно не попаду. Как будет дальше – я не знаю».     Передать в рамках одного небольшого материала все то, что рассказала Серова о космосе и жизни на МКС не реально. Но Елена Олеговна порекомендовала всем обратиться к Интернету, где на YouTube выложена масса фильмов по данной тематике, снятых, в том числе, и ею самой в ходе космической экспедиции.     На встрече в ДК им. Конина заведующая родильным отделением ЕЦРБ Т.Б. Шаврак предложила Елене Олеговне Серовой баллотироваться от нашего избирательного округа депутатом в Государственную Думу РФ. Такие энергичные, неравнодушные и образованные люди нужны в парламенте, отметила Татьяна Борисовна. Серова обещала подумать над этим предложением, добавив, что скорее всего примет его, так как опыт общественной деятельности у нее имеется. И есть желание быть полезной людям.     В конце визита Е.О. Серовой в Егорьевск у журналистов было несколько минут, чтобы задать гостье свои вопросы. В частности, Елену Олеговну спросили: «Если вы примете решение баллотироваться в Государственную Думу и будете избраны депутатом, работа в каком комитете вам будет ближе всего?» Она ответила: «На данном этапе мне было бы интересно заниматься и социальной сферой, и сельским хозяйством, и молодым поколением. Мне бы хотелось все это объединить. На месте я уже буду решать, как мне все это реализовать».     «О чем вы мечтаете сейчас?» - поинтересовались у российской женщины-космонавта егорьевские журналисты. «Так получилось, что по жизни я всегда была связана с людьми, и люди часто обращались ко мне за помощью, - ответила Е. Серова. - Этим летом при поддержке Светланы Евгеньевны Савицкой нам удалось отстоять одну из школ на Урале. Без ее поддержки нам бы не справиться, мой статус не позволял мне действовать на таком высоком уровне. Если я стану депутатом Госдумы и мои возможности станут больше, я смогу самостоятельно решать какие-то задачи. Так что следующая моя цель и мечта – это помощь людям».     Пожелаем Е.О. Серовой на Земле таких же успехов, как и в космосе.   Подготовила Е. Кашаева