Меню

Первый раз в первый класс

12 ноября 2015 в 13:00Просмотров: 0
В некогда популярной «Песенке первоклассника» небезызвестная Алла Борисовна Пугачева пела, что «нынче в школе первый класс вроде института». С этим сложно не согласиться. Даже мамам и папам начинающих учеников сегодня не всегда бывает просто справиться с тем, что задают их детям. С просьбой помочь разобраться в «первоклассных» проблемах, а еще лучше – заранее подготовиться к ним, мы обратились в школьный отдел комитета по образованию администрации района. На наши вопросы согласилась ответить руководитель школьного отдела Ольга Николаевна Щербатых.   - Скажите, Ольга Николаевна, что должен сегодня знать и уметь ребенок, готовящийся к походу в первый класс? Какими навыками он должен обладать?   - В новых федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) не существует требований к тому, что ребенок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Первые навыки рисования, счета, пения и т.д. будут входить в мир познания ребенка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности. Теперь в детских садах будут делать акцент на развитие мотивационной и психологической готовности к учебе (на выходе должен получаться физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный будущий первоклассник.) То есть, к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребенка должно появиться желание учиться, учиться и еще раз учиться. А вот воспитатели детского сада, учителя подготовительных курсов «Дошкольник» как раз-таки должны  заинтересовывать  не желающего заниматься ребенка с учетом его личных качеств. Не получилось – минус такому педагогу. Надо твердо запомнить: не ребенок готовится к школе, а школа готовится к ребенку.     - Некоторые родители теперь обеспокоены тем, что детей вообще не будут учить в детском саду, а будут только играть с ними.     - Здесь необходимо понимать, что если от дошкольного образования будут требовать результаты аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – малыши лишатся детства.     - Какими вспомогательными средствами нужно вооружиться родителям будущего первоклассника (например, компьютер, сканер, принтер и т.д.)? К каким заданиям первого класса нужно готовиться?   - Дошкольные учреждения, согласно ФГОС ДО, обеспечивают создание предметно-пространственной среды для развития ребенка (в здании, на прогулочном участке). Для этих целей детские сады приобретают учебно-игровое оборудование: интерактивные доски, столы и полы; мультимедийное оборудование, различные  развивающие пособия. Школы также оснащаются всем необходимым для работы с информацией в электронном виде и для проведения исследовательской деятельности по требованиям ФГОС начального общего образования. Дело в том, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. Родителям первоклассников необходимо быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Технические средства и совместная деятельность взрослых и детей делают процесс подготовки познавательным, а  проект более содержательным. Необходимо строго следить за продолжительностью времени работы учащихся за компьютером. Важно и то, что мера ответственности за конечный результат будет в равной степени возложена на педагога и родителей. Отметим, что ФГОСы включают в себя и характеристику обучающегося по окончании начальной школы, и так называемый «портфель достижений».     - Как родителям помочь своему ребенку освоить школьную программу?   - Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в  группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной  информацией, в том числе и представленной в электронном  виде.  Важно, чтобы  ребенок научился учиться. Помогать своему ребенку просто необходимо, и  вот несколько  рекомендаций для родителей. Формируйте у ребенка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте загадки, составляйте их вместе, проводите элементарные опыты. Пусть малыш рассуждает вслух. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Расширяйте кругозор ребенка. Читайте ему познавательную литературу. Беседуйте о прочитанных книгах, пытайтесь выяснить, как он понял их содержание, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет. Консультации по интересующим вопросам родители  всегда могут получить в учреждениях образования .     - Все ли первоклашки сегодня справляются с нагрузкой?   - Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиН и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется  контрольно-надзорными органами. Не спешите отдавать ребенка в школу с шести лет! Не спорю, некоторые шестилетки довольно легко усваивают сложную программу, но далеко не все. Если ребенку не хватает одного-трех месяцев до семи лет – это не беда. Но когда не хватает больше – следует задуматься, нужно ли так спешить лишать малыша простых детских радостей и предлагать целый ряд обязанностей, а именно так и бывает при поступлении в школу.     - Ваши пожелания будущим первоклассникам и их Bookmark: _GoBackродителям.   - Педагоги и сотрудники комитета по образованию искренне надеются, что дорога в мир знаний будет увлекательной и познавательной, и вы не устанете в пути. Желаем удачи! Помните: всему свое время. Первоклассник обязательно овладеет необходимой информацией, а воспитатели, учителя и родители будут рядом. Игра поможет ребенку привить интерес к наукам.   Беседовала Е. Кашаева