Меню

Понять друг друга

28 апреля 2016 в 13:00
    Не первый год отечественная экономика испытывает кадровый дефицит, который касается, прежде всего, подготовки рабочих кадров. Предприятия промышленности нуждаются в рабочих определенных специальностей и не могут получить их, ведь, зачастую, ни абитуриенты, ни учебные заведения не имеют представления о потребностях предприятий.     При прежней, административно-командной системе хозяйствования такой показатель, как численность работников отраслей народного хозяйства, жестко контролировался соответствующими органами управления. Данные о потребности в работниках аккумулировались и передавались в государственный плановый комитет. Комитет на основе данной информации осуществлял планирование и прогнозирование развития персонала предприятий и определял объемы обучения кадров в профессионально-технических заведениях. Возможно, такая система не была достаточно эффективной. Однако, как показывает жизнь, устранение государства от участия в процессе планирования и прогнозирования развития трудового потенциала, определения объемов профессионального обучения кадров в соответствии со спросом на рынке труда и рынке образовательных услуг негативно отражается на эффективности профобучения и конкурентоспособности отечественных предприятий, не способствует устойчивому экономическому росту.     Ученики при выборе будущей профессии ориентируются на такие факторы, как оплата труда, условия трудовой деятельности, престижность профессии, а учреждения профобразования, в свою очередь, — на спрос абитуриентов. В результате, с одной стороны, проблема дефицита кадров на предприятиях не решается, а с другой, наблюдается увеличение количества выпускников системы профобра, не имеющих возможности трудоустроиться по полученной специальности.     Один из путей решения данной дилеммы – более тесное взаимодействие бизнеса и системы профобразования. Оба этих субъекта сегодня остро нуждаются друг в друге.     Заинтересованными сторонами в данном вопросе должны быть также органы исполнительной власти, государственной службы занятости, общеобразовательные учебные заведения, школьники и их родители.   Дуальное образование Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями и региональными органами власти. Проект по внедрению элементов дуальной системы образования был поддержан Президентом РФ В.В. Путиным. При этом надо понимать, что программа дуального образования - это опыт, который уже был в России. Но отличие нынешнего проекта в том, что сейчас в стране другая, неплановая экономика, и предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, добровольно решают проблемы кадрового наполнения. В Егорьевском округе элементы дуального образования пока используют два промышленных предприятия: ООО «Кроношпан» - в содружестве с ЕТИ (филиал) МГТУ «Станкин», и ООО «Производственно-торговый холдинг «Трикотаж-групп» («Российский трикотаж») – в содружестве с Егорьевским техникумом (бывший ЕПЭТ). На данный момент больший интерес представляет опыт взаимодействия «Кроношпана» и «Станкина» - как уже имеющий протяженность во времени. Ситуация сложилась таким образом, что основную массу кадрового костяка ООО «Кроношпан» составили выпускники ЕТИ (филиал) МГТУ «Станкин». Многие из них сегодня являются руководителями на производстве (мастера линий, начальники участков); выпускники экономических специальностей оказались востребованы на административных позициях – в отделах  продаж, снабжения, логистики. Эти работники - специалисты в своем деле. Они обучают не только новых сотрудников егорьевского подразделения компании «Кроношпан», но и помогают во введении в профессию своим коллегам из Беларуси, Башкортостана и других стран, которые приезжают в Егорьевск с новых предприятий «Кроношпана». Это - кадровая элита предприятия, которая является здесь и самой высокооплачиваемой. Таким образом, в поиске партнера (в Егорьевске) для подготовки нового персонала для предприятия руководство ООО «Кроношпан» естественно обратило взор именно на «Станкин». Вот как рассказывает об этом генеральный директор завода А.Е. Курбаншо: «Мы вышли с соответствующим предложением на руководство «Станкина». Совместно поискали точки соприкосновения, подумали, каким образом мы можем взаимодействовать. «Станкин» первым предложил, чтобы мы ввели дуальное образование. Надо сказать, что взаимодействие с вузом было нужно не только «Кроношпану». Сегодняшнее состояние вузов требует их жесткой адаптации к современной жизни, к ее реалиям. «Станкин» сегодня живет в той же парадигме, что и мы. Если они не адаптируются, не изменятся, не приспособятся под требования жизни, то у них, скорее всего, будет не очень легкая судьба. Сотни вузов уже закрыли по стране, и каждый следующий является кандидатом на вылет. Так что взаимодействие с предприятиями, с работодателями – это для них тоже один из способов выживания». В 2014 г. «Кроношпан» совместно со «Станкином» начал реализовывать программу дуального обучения. Суть программы состоит в том, что студенты-первокурсники получили возможность учиться и работать одновременно, применяя полученные знания на практике. Предприятие трудоустраивает ребят, а учебное заведение составляет расписание занятий таким образом, чтобы они имели возможность работать по сменному графику. Помимо этого, ООО «Кроношпан» оплачивает дополнительные часы преподавателей «Станкина», которые занимаются с целевыми студентами по особой учебной программе. Изначально в предложенном «Станкином» списке было 26 первокурсников. Всех студентов пригласили на встречу с руководством ООО «Кроношпан». Они получили подробную информацию о предприятии, совершили экскурсию по цехам завода, ознакомились с условиями труда, конкретными рабочими местами. Далее все студенты прошли собеседование с мастерами линий и начальниками участков. В результате были отобраны и трудоустроены 12 человек. У большинства из них уже имелось за плечами начальное или среднее профессиональное образование, а самое главное – они имели мотивацию к работе. Студенты «Станкина» (участники программы дуального образования) были трудоустроены на разные производственные линии операторами. После трудоустройства каждому из них пришлось пройти серьезное обучение - от одного до трех месяцев, в зависимости от специфики линии. В качестве методов обучения использовались: инструктаж, самостоятельное изучение инструкций и технологии производства, теоретическое обучение с непосредственным руководителем и, конечно, наставничество. Сейчас по программе дуального образования на предприятии работают пять студентов. Часть из них, наиболее успешных в обучении, уже переведена на должность старших операторов линии. «Нам понадобился год на то, чтобы понять, что типовая программа обучения вуза несколько отличается от наших ожиданий, - рассказывает А.Е. Курбаншо. - Когда мы берем человека на работу на начальный участок, мы предполагаем, что он со временем будет иметь карьерный рост. И это правильно. Поэтому мы договорились с вузом о введении ряда новых дисциплин в программу обучения наших целевых студентов. И часть наших сотрудников начинает читать соответствующие лекции в вузе. Эти дисциплины касаются процессов переработки древесины. Проходя обучение и работу у нас, студент в любом случае повышает свою ценность на рынке труда. Даже если он не останется работать на «Кроношпане», он легко сможет трудоустроиться на хорошем предприятии, так как получил богатый багаж знаний, умений, навыков. И их он сможет реализовать на аналогичном предприятии в любом уголке мира», - резюмирует А. Курбаншо. Помимо реализации программы дуального образования, взаимодействие ООО «Кроношпан» с ЕТИ «Станкин» выражается еще и в том, что предприятие каждое лето готово брать на стажировку студентов в разные отделы компании. Стажировка имеет плюсы как для работодателя, так и для студента. Как правило, на летние месяцы студентов официально трудоустраивают по срочному трудовому договору, т.е. они получают заработную плату и пользуются социальным пакетом, предлагаемым компанией. Если студент хорошо себя показывает во время стажировки, его с удовольствием берут на работу после получения диплома. Были случаи, когда студенты продолжали работать на заводе и после окончания летних каникул. На «Кроношпане» шли им навстречу и предоставляли возможность работать на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. Ключевыми качествами молодых специалистов, помимо профессиональных навыков, с позиции ценностей и принципов работы компании «Кроношпан» считаются: увлеченность своим делом, готовность к обучению и развитию, внимание к деталям, открытость новому, любознательность, нацеленность на результат, системный подход к решению проблем, способность брать на себя ответственность. С большой уверенностью можно сказать, что эти качества высоко ценятся руководителями и других современных предприятий. Это – ориентир не только для студентов ЕТИ «Станкин», но и для всех молодых людей, готовящихся к вступлению во взрослую жизнь.   Профобразование готово меняться В системе профобразования в Егорьевске в свое время действовало достаточное число учебных заведений начального и среднего звена: станкостроительный, строительный, текстильный техникумы, медицинское, музыкально-педагогическое и авиационно-техническое училища, профтехучилища №5, №31, №96 и №107. Они снабжали кадрами егорьевские предприятия и предприятия региона и страны. Вся эта довольно рациональная система зашаталась и частично обрушилась с распадом СССР. Ныне действующие учреждения профобразования Егорьевска не полностью удовлетворяют потребности местной экономики в рабочих кадрах. Причины этого, в основном, носят объективный характер (имеется в виду конкретно наша территория). Здесь и недостаток информации о потребности в кадрах, и слабость материально-технической базы (ее моральная и физическая изношенность), и отсутствие интереса у молодежи к тем специальностям, которые сегодня востребованы на рынке труда, и нежелание бизнеса участвовать в процессе подготовки профессиональных кадров в содружестве с системой профобра. В 2005 г. в Егорьевске в результате слияния двух учреждений профессионального образования – текстильного техникума и ПУ №107 – появился промышленно-экономический техникум, который возглавила заслуженный работник профобразования Л.С. Астрова. В августе 2014 г. к ЕПЭТ было присоединено профессиональное училище №31, а через год – частично и ПУ №5. В сентябре 2015 г. Егорьевский промышленно-экономический техникум, согласно постановлению Правительства Московской области от 11.09.2015 г. № 793/34 «О переименовании государственных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций Московской области», был переименован в Егорьевский техникум. Техникум ведет подготовку специалистов среднего звена по  специальностям технического и экономического профиля, а также подготовку рабочих и служащих для многих отраслей экономики. В техникуме уделяется большое внимание развитию материально-технической базы, но из-за высоких цен на оборудование не всегда получается приобрести то, что необходимо. Наиболее узким местом является материально-техническая база присоединенного к техникуму бывшего профтехучилища №31. И здесь учебному заведению необходимы понимание и поддержка со стороны бизнеса. В техникуме работает педагогический коллектив, обладающий активностью и высоким творческим потенциалом. Мастера производственного обучения и преподаватели регулярно Bookmark: _GoBackпроходят курсы повышения квалификации и стажировки непосредственно на предприятиях.  С целью подготовки конкурентоспособных специалистов для обеспечения кадровой потребности регионального рынка труда техникумом ведется активная работа по взаимодействию с предприятиями - социальными партнерами, с центром занятости населения и учреждениями среднего и высшего профобразования. На протяжении многих лет партнерами техникума являются: ОАО «Егорьевск-обувь», ООО «Белла», ЗАО «Техос», ЗАО «Егорьевская сельхозтехника», ОАО «Кондитерская фабрика «Победа», ЗАО «Новая столица», ЗАО «Егорьевский хлебокомбинат», автоколонна №1796 и др. На базе техникума проводится подготовка и переподготовка кадров по заявкам центра занятости населения. В последнее время техникум взаимодействует с ООО «Русский трикотаж» по подготовке для предприятия швей. Учебное заведение открыто для сотрудничества с предприятиями Егорьевска, готово внедрять дуальную систему образования, перестраиваться и подстраиваться под потребности рынка труда.   ОНФ – за решение проблемы В начале апреля т.г. представители Промышленного комитета Общероссийского народного фронта провели выездное заседание в Челябинске, в ходе которого эксперты обсудили проблему дефицита квалифицированных профессиональных кадров, а также вопросы развития системы технического образования в стране. Участники заседания приняли резолюцию, в которой предложили разработать и внедрить единую форму сотрудничества образовательных организаций с работодателями, добиться принятия налоговых стимулов для предприятий, инвестирующих в дуальную модель подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, способствовать развитию системы наставничества на предприятиях и развивать рынок доступного арендного жилья. Как сообщил координатор Промышленного комитета ОНФ, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, резолюция будет направлена в правительство РФ. «В настоящее время из-за различной ведомственной подчиненности работодателей и учебных учреждений существует проблема нескоординированной работы органов власти. В результате централизованный заказ на подготовку специалистов работает лишь в нескольких регионах, причём в разных форматах. На федеральном уровне нет нормативных документов, регулирующих и координирующих взаимодействие сторон, нет необходимого нормативного поля, где были бы учтены интересы и обязанности всех сторон. В результате система профессионально-технического образования выпускает специалистов не тех специальностей и не той квалификации, которые требует современная промышленность, - заявил Титов, – поэтому средние и крупные предприятия вынуждены за свой счёт доучивать специалистов, а малые предприятия не могут себе позволить и этого». Участники заседания призвали развивать систему наставничества и усилить мотивацию бизнеса в сфере подготовки кадров. «Необходимо всё-таки добиться внесения изменений в Налоговый кодекс, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с законом «Об образовании» с образовательными организациями», - подчеркнула Наталья Чадаева, эксперт промышленного комитета, директор Учебного центра ОАО «Казанский электротехнический завод». Эксперты предложили предоставить возможность применять и совершенствовать свои профессиональные навыки в войсковых частях с соответствующей специализацией для успешных студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и поступающих на службу в армию. В таком случае эксперты предложили сохранять трудовой стаж по специальности при прохождении службы в ВС РФ в частях с соответствующей специализацией. В тексте резолюции также содержится предложение повышать трудовую мобильность населения за счет развития рынка доступного арендного жилья и возродить систему ранней профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях ( источник: onf.ru).   Очень важно, чтобы от правильных слов мы все-таки перешли к делу. Значимый эффект в развитии системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов можно получить только при условии, что это будет совместная зона ответственности государства, образования и работодателей.   Подготовила Е. Кашаева