Меню

«Провинциальный эксперимент» — «Лучшие из лучших»

10 декабря 2015 в 13:00Просмотров: 20
29 ноября т.г. в парадном зале Егорьевского историко-художественного музея прошло итоговое мероприятие очередного этапа реализации проекта «Провинциальный эксперимент», посвященного возрождению гуслицкой росписи. Автором и руководителем проекта является директор музея, заслуженный работник культуры России Н.Н. Артемова. Перед началом мероприятия гости музея имели возможность ознакомиться с выставкой работ участников проекта – выпускников Школы мастеров второго набора. Значительную их часть представляли изделия из кожи с элементами гуслицкой росписи. Здесь же можно было попробовать себя в ремесле древних гусляков – создании ярких самобытных узоров для украшения книг. Вообще, в Гуслицкой округе - обширной местности, лежащей к юго-востоку от Москвы и получившей свое название от протекающей здесь реки Гуслицы, были развиты в свое время самые различные ремесла: ткачество, хмелеводство, плотницкое дело, иконопись, медное литье. Но наибольшую славу Гуслицам принесли рукописные книги древнерусского богослужебного знаменного (крюкового) пения, изготовлением которых также занимались гусляки. Книги эти были в ходу у старообрядцев, нашедших в этих глухих и труднодоступных местах убежище от гонения властей. Для украшения этих книг и была изобретена древними мастерами особая роспись, получившая название гуслицкой. Это был своего рода фирменный знак, позволявший отличать гуслицкие богослужебные книги от иных. Стоит пояснить, что старообрядцы в богослужебном песнопении сохранили древнюю, восходящую еще к ранней Византии, традицию церковного пения (так называемого знаменного или крюкового). Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи. Знаки эти были похожи на крюки. Комбинация черточек, крюков, запятых и точек указывала направление движения голоса, замедление и ускорение темпа, звуковые акценты. Людей, способных «с листа» воспроизвести эти песнопения, в России сегодня немного. Именно оттого гостям итогового мероприятия второго этапа реализации проекта «Провинциальный эксперимент» было предложено прослушать молитвенные песнопения знаменным распевом в исполнении хора Троицкой православной старообрядческой церкви пос. Шувое. В 1905 г. в России вышел манифест о веротерпимости, старообрядцам разрешили печатать свои богослужебные книги, необходимость переписывать их вручную отпала. Со временем угас и промысел создания рукописных книг, где применялась гуслицкая роспись. Сегодня возрождать этот промысел в исконном виде, то есть, создавать рукописные книги с гуслицкой росписью, не имеет смысла. Но недопустимо утратить гуслицкую роспись как художественную ценность. И Егорьевский музей взял на себя миссию дать вторую жизнь этому уникальному книжному орнаменту. В 2014 г. Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко в рамках благотворительной программы «Культура» объявил о проведении первого открытого Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел», направленного на поддержку культурных инициатив и культурного развития российских регионов. Конкурс проводился при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры. Егорьевский музей принял участие в этом конкурсе в номинации «Традиции и развитие», где представил проект по возрождению гуслицкой росписи «Провинциальный эксперимент». И одержал победу. Получение гранта дало музею возможность продолжить и дальше свой эксперимент. Вполне естественно, что первой слово на итоговом мероприятии очередного этапа реализации проекта «Провинциальный эксперимент» было предоставлено Н.Н. Артемовой – автору идеи эксперимента. Наталья Николаевна дала понять присутствующим в зале, что мысль о необходимости сохранения гуслицкой росписи как социокультурного феномена родилась задолго до 2014 года, когда стартовал «Провинциальный эксперимент». Еще при создании образа будущего Егорьевского историко-художественного музея, а над ним работал выдающийся дизайнер Евгений Абрамович Розенблюм, мастером для оформления внутренних интерьеров здания было предложено использовать элементы, стилистику гуслицкой росписи как продукта, рожденного на этой земле, близкого каждому ее жителю. Это было в 1999 году. С гуслицкой росписью Е.А. Розенблюм познакомился, когда изучал историю и традиции нашего края, что было необходимо для разработки образа музея и его экспозиций. В собрании егорьевского музея имеется небольшая коллекция гуслицких книг. Конечно, это лишь малая толика от того, что когда-то было собрано нашими выдающимися земляками Михаилом Бардыгиным и Алексеем Хлудовым. Семья Алексея Хлудова происходила из экономических крестьян д. Акатово Егорьевского уезда. Это промышленники, которые взошли на промышленный олимп России, это фабриканты-миллионщики, которые превратили село Высокое, возведенное в ранг города Указом Екатерины II, в развитый промышленный центр Рязанской губернии. Алексей Хлудов был крупнейшим собирателем в России старопечатных и рукописных книг. Хлудовы сами были старообрядцы, и в коллекции А. Хлудова находился целый пласт лучших книг, которые были переписаны и орнаментированы здесь, в Гуслицах. Вся коллекция Хлудова поступила целиком в Государственный исторический музей. Большая часть гуслицких книг превосходного письма, собранных Михаилом Бардыгиным, оказалась в 20-30-е годы в коллекции музея им. Андрея Рублева. В Егорьевске гуслицкие книги сохранились в частных коллекциях, собраниях старообрядческих храмов. Когда сотрудники музея готовились к проекту «Провинциальный эксперимент», им разрешили переснять многие книги, имеющиеся в Георгиевском храме г. Егорьевска, Троицком храме пос. Шувое, в частных коллекциях. Используя полученный материал, участники проекта создали мультимедийную программу в экспозиции самого музея («Поющая книга гуслицких старообрядцев»), с помощью которой можно не только визуально ознакомиться с гуслицкими орнаментами, но и послушать воспроизведенное местными хорами (хором Орехово-Зуевской мануфактуры, Морозовским хором 1911 г.) крюковое пение. Также полученный материал был использован для научно-исследовательской работы. Была изучена технология выполнения орнаментов, определены основные элементы росписи и ее колористика. Оказалось, что у гуслицкой росписи очень интересное цветовое разрешение. Осознавая, что возрождение промысла должно подпитываться экономически, приносить какой-то доход его участникам, было решено попробовать перенести гуслицкие орнаменты на сувенирную продукцию, прикладные изделия, которые могут быть востребованы, и дать вторую жизнь этому мастерству. В первый год после получения гранта (2014 год) организаторы проекта набрали курс слушателей Школы мастеров в пос. Шувое, на базе сельского КДЦ. Отобралось 25 человек из числа местных жителей и жителей города. Переносить гуслицкую роспись было решено на открытки, закладки, записные книжки, циферблаты для часов. Так родилась первая линейка сувенирной продукции с элементами гуслицкой росписи. Данная партия сувениров (почти 300 изделий) была продана через художественный салон музея за 2-3 месяца. Первый опыт реализации гуслицких сувениров позволил организаторам проекта понять, что воспроизводить гуслицкую роспись на бумажном носителе экономически не выгодно. Изделие за счет ручной работы получается дорогим, а бумага – носитель недолговечный. И во второй год реализации проекта (2015 год) было принято решение попробовать воспроизводить роспись на коже, для чего нужно было научить слушателей Школы мастеров интерпретировать гуслицкую роспись, чтобы они имели возможность создавать на ее основе собственные композиции. Партнером музея в реализации второго этапа проекта «Провинциальный эксперимент» выступило ОАО «Егорьевск-обувь», руководство которого познакомило музейных работников с сотрудниками университета дизайна и технологии, дизайнерским бюро, которое работает с сувенирами на коже, поделилось своими технологиями и опытом, предоставило материал для сувенирной продукции. Результат этой совместной деятельности гости музея могли видеть на выставке работ выпускников Школы мастеров. «В результате реализации проекта, - сказала Н.Н. Артемова, - мы получили два полноценных курса 1-го и 2-го годов обучения, получили линейку сувениров с применением гуслицкой росписи, обрели партнеров, которые хотят продолжать с нами сотрудничать и пытаться развивать этот эксперимент. Цель проекта – не только продвижение территории, не только привлечение сюда туристов, развитие экономики района через развитие туристического бизнеса. Это еще возможность изменить качество жизни егорьевцев, потому что у нас очень много людей, которые творчески одарены, в свое время окончили учебные заведения с художественным направлением, но не нашли применения своим талантам. Они работают в других отраслях и ощущают свою нереализованность. Участие в проекте позволит им самореализоваться, а также получить некий дополнительный заработок. Наш проект вызвал большой интерес у профессионального сообщества. В этом году мы получили престижнейшую премию на международном фестивале музеев «Интермузей». Это была 1-я премия в номинации «Сохранение нематериального культурного наследия». Мы получили эту премию именно потому, что выработали механизм передачи традиции и научили уже многих егорьевцев искусству гуслицкой росписи. А если учесть, что среди наших слушателей были педагоги, люди, работающие в образовательных учреждениях, то можно с уверенностью предположить, что эта традиция будет передаваться и дальше, младшему поколению егорьевцев. Через творчество мы хотели рассказать нашим согражданам о локальной истории, о том, как прекрасна та земля, на которой мы живем, как она интересна, какая одаренность заложена в наших людях, какие необыкновенные гены в них живут – надо только чуть-чуть их разбудить и найти им приложение. Наш проект включен в программу «Культура» Егорьевского района, рассчитанную до 2018 г. Возможно, этот проект будет поддержан администрацией и дальше. Сегодня разрабатывается брендбук Егорьевского района, он выполнен на основе гуслицкой росписи». К участникам проекта и выпускникам Школы мастеров со сцены обратились начальник управления культуры администрации района Л.И. Аксенова, ген. директор ОАО «Егорьевск-обувь»  С.В. Сорокин, консультант по брендингу территории Ассоциации менеджеров культуры Н. Рыбальченко. Наталья Рыбальченко - специалист с большим опытом работы с территориями Московской и других областей, была привлечена для определения форматов взаимодействия и дальнейшего развития проекта Ассоциацией менеджеров культуры, организацией, которая сопровождает проект «Провинциальный эксперимент» от имени Благотворительного фонда Тимченко. В письме, полученном Егорьевским музеем от Ассоциации, говорится: «На финишной прямой вашего проекта фонд решил продолжить сотрудничество с вами». Это решение не было случайным. В апреле-мае 2015 г. Благотворительным фондом Тимченко был проведен конкурс «Лучшие из лучших» среди победителей 1-го Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел», проведенного Фондом в 2014 году. Поучаствовать в конкурсе могла любая организация – победитель конкурса 2014 г. при наличии 50% софинансирования и понимания стратегии дальнейшего развития своего проекта. Пять экспертных советов в 9 федеральных округах в течение недели выбирали лучших. В итоге победителями стали 36 организаций из 22 регионов России. Среди них – Егорьевский историко-художественный музей с проектом «Провинциальный эксперимент». На итоговом мероприятии 2-го этапа реализации проекта «Провинциальный эксперимент» были вручены сертификаты об участии в проекте «Провинциальный эксперимент» очередным выпускникам Школы мастеров. Завершая мероприятие, его ведущая, PR – менеджер проекта, ведущий методист Егорьевского музея Людмила Москалева сказала: «Проект «Провинциальный эксперимент» набирает обороты. Все новые и новые партнеры присоединяются к нам, открывая для Гуслицы новые возможности и горизонты. Нашим проектом заинтересовалось Министерство культуры Московской области. Принято решение привлечь к участию в нем специалистов по народным промыслам, чтобы оказать экспертную поддержку «Провинциальному эксперименту».
Нам очень хочется верить, что пройдет некоторое время, и вся Россия узнает о гуслицком орнаменте - наряду со знаменитыми гжелью, хохломой, палехом и другими орнаментами, с которыми Россия ассоциируется во всем мире». Завершить рассказ об этом итоговом мероприятии хотелось бы словами Елены Коноваловой, руководителя программы «Культура» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко: «Мы очень рады, что этот конкурс оказался востребованным, и авторы проектов, победивших в прошлом году, полны решимости продолжить дело и вывести свой проект на новый уровень. Это говорит о том, что в нашей стране, а точнее в той ее части, которую мы называем глубинкой, есть интересная жизнь и люди — настоящие фанаты своего дела, которые нацелены на долгосрочную работу и готовы менять мир вокруг себя. Очень надеемся, что все, кто принял участие в нашем конкурсе, станут активными членами Клуба друзей «Культурной мозаики» и послужат примером того, что вместе мы можем многое».   Подготовила Е. Кашаева