Меню

Сделать климат некомфортным

24 октября 2012 в 13:00
12 октября в Егорьевской городской прокуратуре состоялось расширенное координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное одному вопросу: «Об эффективности мер, принимаемых правоохранительными органами по профилактике и пресечению преступлений, совершенных иностранными гражданами, противодействию нелегальной миграции». В совещании приняли участие: А.В. Гречищев, руководитель администрации Егорьевского района; О.Б. Ермаков, начальник отдела МВД России по Егорьевскому району; Ю.В. Козлов, начальник 3 отделения 5 MРО УФСБ России; И.В. Быков, начальник СИЗО-7; М.Е. Селезнев, руководитель следственного отдела по г. Егорьевску ГСУ СК России по Московской области; А.В. Смирнов, и.о. старшего судебного пристава ОСП по Егорьевскому району; Г.Г. Колесниченко, начальник Егорьевского МРО 5 службы УФСКН; Е.Н. Рябова, О.В. Удод - заместители городского прокурора; М.А. Черемисин, начальник отдела УФМС; Ю.Ю. Ульянов, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка, и О.Б. Лобков, заместитель начальника полиции по оперативной работе. Также на встрече пприсутствовали представители районных СМИ. Председательствовал на совещании Егорьевский городской прокурор М.В. Коновалов, который первым охарактеризовал ситуацию в данной сфере. В частности, Максим Викторович отметил, что острой остается проблема создания в Москве и Московской области спениализярованных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих по решению суда депортации или административному выдворению за пределы РФ. Ее решение затруднено отсутствием нормативных правовых актов, регулирующих порядок обеспечения деятельности данных учреждений, отсутствием в соответствующих бюджетах необходимых денежных средств. Кроме того, действующим законодательством гражданам РФ предоставлено право привлекать к трудовой деятельносги иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, прибывших в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. При этом созданы условия для законного пребывания иностранных граждан на территории РФ до 1 года путем первичного получения патента в органах ФМС и возможности его продления. Однако является затруднительным подтверждение фактов осуществления иностранцами трудовой деятельности у физических лиц на основании патентов. Одной на основных проблем привлечения к административной ответственности является отсутствие у иностранных граждан документов, удостоверяющих личность, в связи с чем возникают трудности при рассмотрении дел об административных правонарушениях в суде. Проблемным вопросом также остается взыскание наложенных административных штрафов при отсутствии механизма обеспечения невыезда иностранного гражданина с территории РФ при его уклонении от уплаты штрафа. Продолжают иметь место факты массового проживания иностранных граждан в домах и квартирах с множественной регистрацией лиц, а также в нежилом, отселенном и аварийном фонде. При постановке иностранных граждан на миграционный учет проверка подлинности представляемых документов не проводится. Имеются просчеты в организации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти, органов внутренних дел, управлений ФМС, службы судебных приставов, выражающиеся в отсутсвии согласованных и последовательных действий. Все это, по мнению городского прокурора, свидетельствует о необходимости принятия совместных дополнительных мер по исправлению сложившейся ситуации. О работе в данном направлении доложил Ю.Ю. Ульянов, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД. В истекшем периоде 2012 года на территории Егорьевского района иностранными гражданами совершено 106 преступлений, что составляет 6,2 % от общего числа зарегистрированных преступлений. Из них гражданами Республики Таджикистан совершено 35 преступлений, гражданами Узбекистана - 29, Украины — 14, Азербайджана 13, Армении - 11, Кыргызстана - 8, Молдовы — 3, Беларуси — 1. На территории района в текущем году проведены совместно с ОУФМС девять профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант» и оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегал-2012». Кроме того, проводились локальные мероприятия «Антикриминал-2012» с задействованием сил ГУ МВД и Сергиево-Посадского ОМОНа. В результате были выявлены правонарушения в сфере миграции, предусмотренные статьями Уголовного Кодекса, в том числе организация незаконной миграции и подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. На территории бывшего завода «Комсомолец» 25 июля выявлен цех по пошиву одежды с незаконным использованием товарного знака «Шанель», ущерб составил 1 млн 366 тыс. рублей. В цехе работали 140 граждан Вьетнама. На 20 человек были составлены административные протоколы, остальные 120 переданы в ОУФМС для дальнейшей проверки. 3 августа был установлен гражданин Ф., организовавший незаконное проживание четырех граждан Вьетнама. По данным фактам проводится проверка. Кроме того, выявлены 147 человек, нарушающих различные статьи КРФоАП. В базу данных АИПС «Досье» внесена информация на 1148 иностранных гражадн. Среди проблемных вопросов Ю.Ю. Ульянов привел, в частности, невозможность составления административных протоколов из-за отсутствия у иностранцев документов, удостоверяющих личность; сложности с проникновением в жилые или иные объекты частной собственности; проблемы с наличием и финансированием услуг переводчиков с конкретным диалектом; отсутствие достаточного числа мест в приемнике-распределителе г. Луховицы (30 мест) и др. Кроме того, он отметил отсутствие взаимодействия между службами в этом вопросе. М.В. Коновалов поинтересовался, почему прокуратуру не извещают об отсутствии такого взаимодействия, и предложил новому начальнику ОМВД О.Б. Ермакову такое взаимодействие наладить. Затем выступил М.А. Черемисин, который доложил, что с начала года на миграционный учет поставлено 7896 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 102 разрешения на временное проживание, выдано 84 вида на жительство. Сейчас по видам на жительство в районе проживает 250 иностранцев, а 32 человека приняты в гражданство РФ. Законно в районе трудятся в 36 организациях 669 иностранцев. Выдано 1940 патентов на осуществление трудовой деятельности. Всего за истекший период 2012 года сотрудниками отделения проведено 114 мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, в том числе тех, о которых говорил Ю.Ю. Ульянов. Были выявлены четыре объекта, на которых незаконно трудились иностранные граждане, в том числе в п. Новый, на территории бывшего ХБК, в п. Верейка. По материалам сотрудников УФМС по факту незаконной миграции в помещении бывшего ХБК, арендатором которого является ООО «Фаворит СК», 12 сентября возбуждено уголовное дело. По материалам отделения судами принято 40 решений об административном выдворении и два решения о депортации иностранных граждан за пределы РФ. Взыскано штрафов на общую сумму 4315000 рублей. Мест массового скопления, а также незаконных построек, где проживают иностранные граждане, не выявлено. М.А. Черемисин посетовал на нехватку сотруднивов в отделении, а также отметил, что при постановке на миграционный учет посредством почты информация в ОФМС приходит с запозданием. Есть вопросы и к гражданам, которые регистрируют у себя иностранцев за деньги. Далее с обширной информацией выступила заместитель городского прокурора Е.Н. Рябова. Елена Николаевна подчеркнула, что по итогам 9 месяцев наблюдается увеличение общего числа совершенных иностранными гражданами преступлений, что свидетельствует о ненадлежащем проведении профилактических мероприятий сотрудниками правоохранительных органов. Росту миграционной преступности безусловно способствуют упрощение порядка миграционного учета иностранных граждан, а также увеличивающийся поток переселенцев из других регионов. Заполняя вакантные рабочие места, в первую очередь, в секторах с непривлекательным и низкооплачиваемым трудом, иностранные граждане после окончания трудовых контрактов продолжают оставаться на территории района. Находясь на нелегальном положении и не имея средств к существованию, они образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Многие из них нарушают режим пребывания на территории района и совершают административные правонарушения. Увеличение числа иностранных граждан и лиц без гражданства вызывает постоянный рост числа преступлений, совершенных данной категорией лиц. Подавляющее число преступлений совершается гражданами СНГ. Значительная часть иностранцев прибывает в Московскую область в поисках работы, однако не всегда пользуется официальными каналами трудоустройства. Кроме совершения преступлений, иностранцы могут косвенно влиять на состояние преступности в районе, умышленно или по незнанию приобретая преступно нажитое имущество (сотовые телефоны, бытовую технику и др.), продаваемые преступниками со значительными «скидками». В основном, это могут быть выходцы из Средней Азии, которые преимущественно занимают низкооплачиваемые вакансии, связанные с тяжелым физическим трудом или строительством, и в условиях низкого дохода не могут приобретать дорогую новую технику. По деятельности надзора за соблюдением федерального законодательства Егорьевской городской прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной миграционной службы по Московской области, Государственной инспекции труда в Московской области и отдела надзорной деятельности по Егорьевскому району ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области проведена проверка исполнения миграционного, трудового законодательства, а также законодательства об обеспечении пожарной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, функционирующими на территориях бывших фабрик г. Егорьевска. В ходе проверки выявлено более 160 нарушений законодательства в указанных сферах, внесено 12 представлений об их устранении, возбуждено 111 дел по статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения режима пребывания и осуществления трудовой деятельности, нарушения правил пожарной безопасности, а также нарушения законодательства в сфере охраны труда. Направлены в суд два исковых заявления с требованием об устранении нарушений трудового законодательства. Проверкой также была охвачена деятельность контролирующих органов по реализации полномочий в целях пресечения совершения административных правонарушений и преступлений на территории Егорьевского района, в ходе которой установлено, что контролирующими органами, функционирующими на территории Егорьевского муниципального района, составление ежегодных планов проверок осуществляется при отсутствии официальных данных о количестве вновь зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует об отсутствии информационного обмена между контролирующими органами. Начальнику ИФНС по г. Егорьевску, начальнику отдела надзорной деятельности по Егорьевскому району, начальнику ОФМС по Егорьевскому району направлены информационные письма о необходимости организации взаимного информационного обмена для более полной и эффективной реализации полномочий при осуществлении государственного (муниципального) контроля. В связи с неполнотой реализуемых функций, предусмотренных законодательством, и неудовлетворительным качеством осуществляемой профилактической работы по выявлению и пресечению фактов совершения преступлений и правонарушений, в адрес руководителя ОМВД России по Егорьевскому району было внесено представление, по результатам рассмотрения которого семь должностных лиц ОМВД привлечены к дисциплинарной ответственности. Наиболее распространенными нарушениями, выявленными в ходе проверочных мероприятий, являются: - осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ в отсутствии патента либо разрешения на работу (возбуждено 24 дела об административных правонарушениях); - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (69 дел об административных правонарушениях); - незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (три дела об административном правонарушении). Анализ деятельности правоохранительных органов позволяет сделать вывод о том, что эффективность мер, принимаемых по профилактике и пресечению преступлений, совершаемых иностранными гражданами, противодействию нелегальной миграции, является неудовлетворительной, имеются просчеты в организации взаимодействия, выражающиеся в отсутствии согласованных и последовательных действий. Все выступавшие на совещании отмечали не только несовершенство действующего законодательства, но и отсутствие взаимодействия между структурами. Городской прокурор М.В. Коновалов предложил создать для решеия этой проблемы совместную межведомственную группу. Руководитель администрации района А.В. Гречищев высказал, думается, чаяния всех егорьевцев — сделать наш район некомфортным для незаконной миграции, климат для нелегалов — неблагоприятным. Дальннейшая часть совещания прошла без присутствия журналистов. Итогом работы стало постановление, в котором, в частности, меры, принимаемые правоохранительными органами района по профилактике и пресечению преступлений, совершаемых иностранными гражданами, противодействию незаконной миграции, признаны не соответствующими масштабам происходящих негативных процессов. Были поставлены конкретные задачи всем структурам.   Всем правоохранительным органам Егорьевского района в этой связи  рассматривать противодействие нелегальной миграции как один из основных факторов, влияющих на оздоровление криминогенной обстановки и реальное средство профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами.   Егорьевской городской прокуратуре по итогам каждого полугодия анализировать состояние законности в сфере миграции, уделяя внимание эффективности прокурорского надзора. По каждому факту нарушения миграционного законодательства организовывать проверки, в том числе в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. При наличии оснований принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, добиваясь реального устранения таких нарушений и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Проанализировать работу органов предварительного расследования по уголовным делам и материалам в отношении иностранных граждан, как совершивших преступления, так и являющихся потерпевшими от преступных действий, на предмет выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Создать межведомственную рабочую группу по вопросам исполнения миграционного законодательства и противодействия нелегальной миграции. Проверить дела оперативного учета, заведенные в отношении лиц, занимающихся противоправной деятельностью по оказанию помощи нелегальным мигрантам в оформлении миграционных карт, разрешений на трудовую деятельность, уведомлений о постановке на миграционный учет, паспортов, виз, а также изготавливающих подложные миграционные документы.   Отделу МВД России по Егорьевскому району, Егорьевскому МРО 5 службы УФСКН РФ по Московской области, 3 отделениию 5 МРО УФСБ России по г. Москве и Московской области по итогам 2012 г. обобщить практику профилактики, выявления и расследования преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, изготовлением, выдачей и использованием поддельных миграционных документов, разрешений на работу. Продолжить комплексную отработку административных участков с целью выявления граждан, незаконно предоставляющих жилые помещения для проживания иностранцев; привлекать нарушителей к административной и уголовной ответственности. Организовать работу по осуществлению контроля за соблюдением требований действующего законодательства руководством предприятий, использующих иностранную рабочую силу; выявлять места компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Активизирояать работу по административному выдворению иностранных граждан. Совместно с комитетом по образованию, комитетом по делам спорта и молодежи провести профилактические мероприятия среди школьников и студентов в целях недопущения и своевременного пресечения экстремистских проявлений. Взять под особый контроль пребывание на территории города и района иностранных граждан, прибывших из дальнего зарубежья, в особенности из мусульманских стран. При проведении массовых мероприятий принимать меры к усилению патрулирования мест возможного скопления иностранных граждан.   Подготовила М. Буньковская