Меню

Современной экономике – современные кадры

3 августа 2015 в 13:00
Из доклада директора ЕПЭТ Л.С. Астровой на выездном заседании Совета деловых кругов района Проблема качества подготовки специалистов среднего профессионального образования актуальна во все времена; в XXI в. она встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. В последние годы система профобразования испытывает определенные трудности. Это связано и с введением новых образовательных стандартов, которые в корне меняют содержание профобразования и подходы к нему, и со вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ». В системе профобразования Московской области происходит много изменений. Идет пересмотр структуры, содержания и технологий реализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, на основе прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития Подмосковья. Предполагается обеспечить взаимовыгодное сотрудничество образовательных организаций и работодателей путем разработки гибких учебных планов, создания мест для проведения практики студентов, внедрения системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей, формирования налоговых преференций для предприятий, сотрудничающих с образовательными организациями. Доля специалистов, подготавливаемых для приоритетных отраслей экономики области, должна увеличиться с 33% до 100%, доля контрактных целевых договоров со студентами - с 15% до 50%. Процент трудоустройства выпускников учреждений профобразования по полученной специальности планируют увеличить с 60% до 65%. Образовательные учреждения совместно с предприятиями будут участвовать в федеральных проектах «Подготовка кадров для ОПК» и «Дуальное обучение» (не менее 50% практики будет проходить на рабочем месте). Потребность в специалистах среднего звена и рабочих кадрах в Московской области будет определяться согласно требованиям отрасли. Обучение студентов на платной основе по специальностям экономического профиля увеличится с 20% до 25%. Итоговую аттестацию студентов планируется проводить как в учебном заведении, так и в центрах сертификации профессиональных квалификаций специалистов, которые будут созданы в каждом муниципальном районе. Большой толчок в движении вперед дает концепция профессионального образования Подмосковья, разработанная областным министерством образования. Она предусматривает реорганизацию образовательных учреждений в форме присоединений к средним специальным учебным заведениям профессиональных училищ, а к ВУЗам – ССУЗов. Идея оптимизации образовательных учреждений (ОУ) родилась давно. И процесс этот в Московской области и в стране в целом идет не первый год. В результате реформ в области должно остаться 50 образовательных учреждений из 136. Будет создано 14 ресурсных центров, восемь многофункциональных центров профессиональных квалификаций, 30 центров WorldSkills (WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профобразования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профмастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом). Реорганизация ОУ имеет под собой и экономическую основу: она позволяет соединить материально-технические базы нескольких ОУ в целях более эффективного использования их мощностей и площадей. Сэкономленные средства можно направить на совершенствование материальной базы объединенного ОУ, на повышение качества образования, открытие новых профессий и специальностей. В конечном итоге реорганизация ОУ позволит повысить престиж профобразования в целом. Ведь молодежь охотнее идет учиться в учебное заведение, которое имеет хороший имидж и рейтинг, усовершенствованную материально-техническую базу, высококвалифицированный педколлектив, который дает обучающимся качественное профобразование по специальностям, востребованным на рынке труда. Предполагается, что подготовка кадров в Московской области будет вестись в разрезе таких отраслей экономики, как оборонно-промышленный комплекс, машиностроение и металлургия, транспорт, приборостроение, строительство и др. Образовательные учреждения Егорьевского района будут вести подготовку кадров для таких отраслей, как легкая промышленность, электроника, системы связи, сельское хозяйство, образование, пищевая промышленность, ресторанный бизнес. Если говорить непосредственно о Егорьевском промышленно-экономическом техникуме, то за последние 10 лет он был дважды реорганизован: в 2005 г. в форме слияния Егорьевского текстильного техникума и профессионального лицея №107, в августе 2014 г. - в форме присоединения к ЕПЭТ профучилища №31. В августе 2015 г. в ЕПЭТ из Московского областного колледжа искусств и технологий будут переведены студенты, обучающиеся по профессиям «Швея» и «Повар», преподаватели и мастера производственного обучения; также техникуму будет передано здание бывшего ПУ №5 (ул. Ал. Невского). В ходе проведенной реорганизации ЕПЭТ стал многоуровневым ОУ непрерывного профобразования, где существуют две ступени образования – подготовка квалифицированных рабочих и служащих и подготовка специалистов среднего звена. Техникум ведет подготовку специалистов среднего звена по специальностям: «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям); «Программирование в компьютерных системах»; «Банковское дело»; «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям); «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»; «Организация обслуживания в общественном питании»; «Право и организация социальной работы»; «Социальная работа», а также готовит рабочие кадры по специальностям: «Повар», «Слесарь»; для коррекционных групп – «Столяр» и «Штукатур». В ЕПЭТ уделяется большое внимание развитию материально-технической базы, но из-за высоких цен на оборудование не всегда получается приобрести то, что необходимо. В этом учебном году база ЕПЭТ пополнилась современным лабораторным стендом «Пневмоавтоматика» (4 млн руб.) и оборудованием для обучения инвалидов (5 млн руб.). Приняв участие в областном конкурсе, выиграли грант в 500 тыс. руб., которые пойдут на приобретение оборудования для электромастерской. Большую роль в подготовке качественных специалистов имеет опыт сетевого взаимодействия техникума с другими ОУ и социальными партнерами по подготовке кадров. Особенно активная работа ведется в следующих направлениях: взаимодействие с предприятиями - соцпартнерами, взаимодействие с ЦЗН и взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профобразования. Так, например, на базе Московского областного государственного колледжа (ресурсного центра электроники и автоматики) в г. Раменское создан новый технологический парк лабораторий, позволяющий максимально приблизить процесс обучения к производственным условиям. И ЕПЭТ второй год в рамках сетевого взаимодействия вывозит студентов, обучающихся по специальностям «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» и «Программирование в компьютерных системах», в областной колледж отрабатывать компетенции в области мехатроники и робототехники. С ПЛ-100 и ПУ-30 заключены договоры на использование их опыта работы на станках с ЧПУ и другом оборудовании. Техникум рассматривает в качестве стратегических партнеров и ВУЗы. ЕПЭТ имеет договора о сотрудничестве по профильному обучению (по окончании техникума) с Московской государственной академией водного транспорта, Московским государственным университетом дизайна и технологий, Московской финансово-юридической академией, Московским финансово-промышленным университетом «Синергия», Егорьевским технологическим институтом МГТУ «Станкин». Организация практического обучения студентов невозможна без совместной работы техникума с широким кругом предприятий и организаций. На протяжении многих лет партнерами ЕПЭТ являются ОАО «Егорьевск-обувь», ООО «Белла», ЗАО «Техос», ЗАО «Егорьевская СХТ», ОАО «Кондитерская фабрика «Победа», Егорьевская колбасно-гастрономическая фабрика ЗАО «Новая столица» и др. В последнее время большое внимание со стороны руководства министерства образования Московской области уделяется контрактно-целевой подготовке специалистов. Договор целевой контрактной подготовки специалистов со средним профобразованием имеет целью обеспечить предприятия, организации и учреждения высококвалифицированными кадрами. В соответствии с данным договором, студент обязуется по окончании обучения заключить трудовой договор с работодателем на срок до трех лет. Таким образом, развитие партнерских отношений и системы контрактно-целевой подготовки специалистов, укрепление деловых связей с производством дает возможность техникуму формировать целевые группы по заявкам работодателей, укреплять свою материально-техническую базу. Большое значение ЕПЭТ придает взаимодействию с ЦЗН района. На базе техникума проводится обучение незанятого населения по программам «Электромонтер», «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики», «Оператор ЭВМ», «Повар» и др. Распоряжением Правительства РФ утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профобразования на 2015-2020 гг. Данный комплекс предусматривает приведение стандартов образования в ССУЗах в соответствие с требованиями современного высокотехнологичного производства, консолидацию ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профобучения. Он направлен на решение трех системных задач: обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики, консолидацию ресурсов бизнеса и государства для ускорения развития системы среднего профобразования, контроль качества подготовки кадров. Планируется господдержка в рамках госпрограммы развития образования (примерно 5 млрд руб.); Bookmark: _GoBack планируемые субсидии будут направлены на оснащение профессиональных ОУ учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием, актуализацию совместно с работодателями образовательных программ, учебно-методического обеспечения и повышение квалификации педагогических кадров. С целью контроля над выполнением мероприятий определены целевые индикаторы и показатели. Итогом реализации комплекса мер должна стать подготовка кадров с использованием практикоориентированных (дуальных) методов обучения - не менее половины учебного времени студенты будут проводить на производственных площадках организаций и учебно-производственных центров. Участие работодателей в управлении региональными системами подготовки кадров будет усилено на всех этапах от профориентации до трудоустройства. Также будет выстроена система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы СПО, обеспечено повышение квалификации не мене 75% педагогических и руководящих кадров. Будет создана система конкурсов и олимпиад профмастерства среди молодежи и молодых рабочих как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации молодежи, а также получения ежегодной достоверной информации об уровне подготовки студентов по соответствующим профессиям и специальностям. В Послании Федеральному собранию РФ в декабре 2014 г. президент В.В. Путин поставил задачу – обеспечить к 2020 году минимум в половине колледжей и техникумов страны подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Эту задачу будет решать и ЕПЭТ во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами.   Подготовила Е. Кашаева