Меню

Стратегические ориентиры развития системы образования в Егорьевском муниципальном районе

10 сентября 2015 в 13:00 Просмотров: 7
Из выступления председателя комитета по образованию Н.Н. Беловой на августовской педагогической конференции. На территории района проживают свыше 8000 детей дошкольного возраста, из них более 7000 детей старше 1,5 лет. 37 муниципальных, 2 негосударственных и 1 государственное ДОУ представляют широкий спектр образовательных услуг. В нашем районе 100% обеспеченность местами детей старше 3-х лет достигнута на 1 января 2015 года. Это стало возможным благодаря созданию новых мест за счёт строительства детских садов №13 «Сказка» и №6 «Жемчужинка», открытия нового здания детского сада №5 «Подсолнушек». Кроме того, проведена серьёзная работа по приведению в соответствие с нормами СанПин наполняемости групп в уже действующих детсадах. Каждый уровень системы образования предполагает введение образовательных стандартов (ФГОС). С января 2014 г. вступил в действие ФГОС дошкольного образования. В этом году проведена большая работа по освоению ФГОС дошкольного образования. В результате 483 педагога (99%) прошли обучение на курсах повышения квалификации; подготовлена база нормативно-правового обеспечения внедрения ФГОС; проведён мониторинг методического и аналитического обеспечения, анализ имеющихся условий, степень готовности организаций к введению ФГОС дошкольного образования; организована и проведена разъяснительная работа с родителями воспитанников. Запланировано создание базовых площадок по основным образовательным областям: по физическому развитию — д/с №29 «Росинка»; по художественно-эстетическому развитию – д/с №15 «Елочка», №24 «Радуга» и №12 «Колокольчик»; по социально-коммуникативному развитию – д/с №4 «Ладушки» и №26 «Звездочка». Средний показатель качества знаний по району составил 51,28% (в прошлом году - 50,47%). В Георгиевской гимнази, гимназии №10, школах №№ 2, 3, 8, 12, 13 и Михалевской процент качества знаний выше показателей по району. Сформировалась устойчивая система профильного обучения в старшем звене, определились направления профильного обучения, наиболее востребованные среди старшеклассников. Программы профильного обучения осваивают более 64% учеников 10-х и 11-х классов. Созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 200 школьников охвачено услугами специального коррекционного образования, индивидуально на дому обучалось 130 детей, из них 63 инвалида. В 2014 году стартовал областной проект по созданию безбарьерной среды в ОУ, в соответствии с которым в школы №№ 5, 8, 15 приобретено специальное оборудование на общую сумму 4,5 млн руб. для модернизации школьной инфраструктуры с учётом обучения детей-инвалидов. Для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, образовательные маршруты определяются на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, организованной при комитете по образованию. В прошлом году более 380 детей и их родителей получили консультации педагогов-дефектологов, психологов, врачей, учителей-логопедов. На базе средней школы № 8 работал центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, услугами которого пользовались 8 человек. Обучение в школах ведется в одну смену,  однако школы работают на пределе своих мощностей, и для дальнейшего обеспечения обучения в одну смену необходимо строительство новой школы. Продолжается работа по переходу общего образования на новые ФГОС. В прошлом учебном году учащиеся начальной школы и 889 учащихся 5-7-х классов обучались по новым программам. Это стало возможным в результате создания на базе гимназии №10, Георгиевской гимназии, школ №№ 1, 3, 15 и Шувойской ресурсных центров областного Министерства образования по опережающему внедрению стандартов. А с 1 сентября 2015 г. все пятые классы вступают в плановый режим реализации ФГОС основного общего образования. В образовательных учреждениях района работает более 2000 сотрудников. Необходимое условие для проявления творческой активности педагогов – работа учреждения в режиме развития. Проведение конференций, конкурсов, семинаров, дней открытых дверей – это возможность учителя и воспитателя продемонстрировать свое мастерство и повысить профессиональный рейтинг. По итогам прошлого года  статус Региональной инновационной площадки Московской области присвоен д/с №26 «Звездочка» (зав. Т.А. Карпова); д/с №47 «Лесная сказка» (зав. И.А. Мирейко) признан одним из лучших по итогам общероссийского рейтинга школьных сайтов в категории «Сайты дошкольных образовательных учреждений», кроме того, публичный доклад этого д/с занял III место в областном конкурсе «Лучший публичный доклад». Одним из ведущих показателей качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов. В 2015 году 1103 выпускника IX и XI классов прошли государственную итоговую аттестацию. Нарушений процедуры и случаев отключения видеокамер не зафиксировано. Все выпускники 9-х классов подтвердили освоение программ по общеобразовательным предметам. Показатели результатов ГИА 9-х классов района выше средних баллов по Московской области по всем предметам. Средний балл по русскому языку - 4,31, по математике – 3,92. Результаты выше районного показали выпускники школ №№ 5, 8, 12 и Починковской. Наиболее популярными предметами по выбору учащихся стали обществознание, химия и биология. Высокое качество знаний показали учащиеся на экзаменах по химии, английскому языку, литературе, физике. ЕГЭ в нашем районе в 2015 г. проводился по 13 предметам. Все выпускники 11-х классов подтвердили освоение программ по русскому языку. Не преодолели порог минимального тестового балла по математике 7 наших выпускников. Показатель результатов ЕГЭ района по среднему тестовому баллу выше среднероссийского показателя по русскому языку, физике, химии, биологии, истории, географии. Но средний тестовый балл по математике на профильном и базовом уровнях ниже среднего российского показателя. Результаты ниже, чем в прошлом году, показали выпускники и по обществознанию, информатике, иностранным языкам, литературе. Необходимо провести системный анализ результатов итоговой аттестации выпускников на районных методобъединениях и педсоветах. Результаты необходимо учесть и при формировании программ повышения квалификации педагогов. Ведётся системная работа по развитию творческой среды для выявления особо одаренных детей. Одним из направлений в этой работе является участие в различных олимпиадах, конкурсах, проектах, соревнованиях. Активно развиваются Интернет-олимпиады, проводятся интеллектуальные марафоны по различным предметам. Традиционно наиболее значимыми и эффективными являются мероприятия в рамках Всероссийской олимпиады школьников. В этом году в муниципальном этапе приняли участие 854 учащихся из 23 школ. Победителями стали 63, призерами — 95 школьников. На региональном этапе район представляли 65 человек, завоевавшие 9 призовых мест. В зональном этапе олимпиады старшеклассников по избирательному законодательству наша команда «ЭЛЕКТОРАТ-ТЫ» заняла II место, а на областном этапе была отмечена дипломом «За самое патриотическое выступление». Третий год в районе в поддержку одаренных детей проводится научно-практическая конференция «Шаг в науку». В 2015 г. именная стипендия губернатора за высокие достижения была вручена 32 учащимся. Кроме того, 19 школьникам вручена именная стипендия губернатора в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 44 медалистам, 7 победителям и призерам всероссийской олимпиады школьников была вручена именная премия главы Егорьевского района на сумму 58 650 рублей, а 8 абсолютных отличников награждены премией и Почетной грамотой главы района. Дополнительное образование реализуется в ЦВР, учреждениях управления культуры и комитета по делам спорта и молодежи. В прошлом учебном году 64% детей в возрасте от 5 до 18 лет обучались по дополнительным образовательным программам. Основную нагрузку в этом несет ЦВР, проектная мощность которого составляет 1400 человек. В 74 объединениях ЦВР занималось 2670 учащихся. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, ЦВР открыл объединения на базе 13 ОУ.  Наиболее востребованными по-прежнему остаются художественно-эстетическое и спортивное направления. К сожалению, условия для занятий технической направленности являются недостаточными. Доля детей в этих кружках составляет всего 1,6%. В рамках исполнения Указа Президента РФ, для увеличения числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, необходимо разработать единую базу данных по учету детей, охваченных допобразованием; активизировать работу по вовлечению школьников в кружки и секции, уделяя особое внимание детям из семей, находящихся в социально опасном положении. В январе 2015 г. в районе стартовала эстафета «Знамя Победы», посвященная 70-летию Победы, в рамках которой во всех школах прошли уроки мужества. В районном конкурсе школьных музеев, комнат и уголков боевой и трудовой славы «Нашей Победе – 70 лет» приняло участие 17 образовательных организаций. Победителями признаны музеи школ №№5, 8, Поповской и Рязановской. Стимулом обратиться к изучению новейшей истории России стало торжественное открытие мемориальных досок нашим землякам: в Поповской школе – Герою Советского Союза М.Я. Радугину; в Починковской школе – Герою Социалистического Труда Н.П. Флягину; в Рязановской школе – Герою Советского Союза И.С. Гальцеву; в Юрцовской школе – Герою Советского Союза Н.В. Шляеву; в Саввинской школе открыта мемориальная доска памяти учителей и сотрудников школы, участников Великой Отечественной войны. В районе создан координационный совет по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей, в состав которого входят представители комитета по образованию и Егорьевского благочиния. Совместно с духовенством ежегодно проводятся Рождественские образовательные чтения.  Одним из приоритетных направлений остается повышение эффективности работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организовано межведомственное взаимодействие с субъектами системы профилактики. На внутришкольном учете состоит 198 школьников, из них 148 – на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, столько же и на учете в ОДН. Эффективным средством профилактики асоциального поведения детей стало вовлечение их в занятия физкультурой и спортом, формирование потребности в здоровом образе жизни. В течение учебного года в школах проводились акции под общим названием «Здоровье – твое богатство», призванные противодействовать курению, употреблению алкоголя. Впервые прошло социально-психологическое тестирование школьников на выявление химической зависимости от психоактивных веществ, совместно с медиками проведено добровольное диагностическое тестирование учащихся старших классов. Совершенствуется материальная база школ. В 2015 г. был приобретен спортинвентарь на общую сумму 850 тыс. руб.; функционирует 29 спортзалов и 23 спортплощадки. В школах №№ 1, 5, 15 имеются площадки с искусственным покрытием. Планируется обустройство площадки у школы №2. Однако существуют и проблемы. Так, в школах №7, Починковской, Рязановской занятия проводятся в приспособленных помещениях, т.к. спортзалы здесь отсутствуют. В феврале команда шестиклассников школы № 5 представляла район в зональных соревнованиях «Веселые старты» на призы губернатора Московской области. Традиционно проводятся в школах «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», участие в которых приняли 3364 учащихся 5-11 классов - почти 40% от общего количества учащихся этого возраста. Охват горячим питанием в мае 2015 г. составил 78%, что на 2,4% больше, чем в мае прошлого года. За учебный год было приобретено технологическое оборудование на средства областного и муниципального бюджетов на сумму более 3 млн руб. 12 школ работали по программе «Разговор о правильном питании», в новом учебном году планируется реализация данной программы в 21 школе. Более 70% ОУ оснащено современным технологическим оборудованием. Выполнен ремонт пищеблоков в школах №2, Шувойской, Михалевской и Ефремовской. На базе школы №15 стартовал пилотный проект «Эквайринг в школах». Сбербанк России установил терминал для проведения безналичного расчёта учеников 1-4 классов за завтраки и обеды. Для родителей выпущены универсальные карты платёжной системы. Планируется, что в новом году данный проект продолжится в рамках инновационной программы «Школа будущего», предполагающей автоматизированную безналичную оплату с использованием биометрических данных сотрудников и учащихся. Н.Н. Белова отметила, что износ зданий и сооружений ОУ высокий, поэтому были проведены ремонтные работы на средства местного бюджета в 26 ОУ на общую сумму 22,485 млн руб., а по наказам избирателей выполнены ремонтные работы в 9 ДОУ и 8 школах на сумму 7,550 млн руб. Уровень оснащенности школ компьютерной техникой составляет  17 ПК на 100 учеников, 205 учебных кабинетов подключены к сети Интернет. В школах имеются 285 мультимедийных проекторов, 142 интерактивных доски. Ведется системная работа по обеспечению увеличения скорости доступа школ к Интернет-ресурсам. Выросло до 24 число школ, использующих электронные дневники и журналы успеваемости. Необходимо продолжить работу в этом направлении. Все образовательные организации обеспечены физической охраной, имеют ограждение, обеспечены кнопками тревожной сигнализации, укомплектованы первичными средствами пожаротушения, пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения, организован контрольно-пропускной режим. В завершение выступления Наталья Николаевна отметила, что для достижения успеха в развитии образования необходимы перспективные цели и ясная стратегия их достижения; квалифицированные, мотивированные и готовые к творческой работе педагогические кадры; современные условия обучения; опора на передовые научные исследования и разработки; выстроенные отношения сотрудничества с общественностью, семьями учащихся, социальными партнерами.   Подготовила М. Буньковская