Меню

Учет, учет и еще раз учет

17 декабря 2014 в 13:00
На декабрьском заседании администрации, которое вел глава района А.В. Гречищев, был рассмотрен вопрос «О работе по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в Егорьевском муниципальном районе», информацию по которому представил заместитель главы администрации района Д.Б. Лубяной. Денис Борисович напомнил, что, в соответствии с положениями Федерального закона «Об энергосбережении», еще до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) были обязаны установить и ввести в эксплуатацию как коллективные приборы учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, так и индивидуальные и общие (для коммунальной квартиры) приборы учета воды и электрической энергии. В период с июля по октябрь 2014 года администрациями поселений с участием управляющих компаний были организованы обследования всех МКД на предмет оценки технической возможности установки коллективных приборов учета. Из 975 многоквартирных домов района только в 77 введены в эксплуатацию и используются при расчетах приборы учета электроэнергии. Установлены, но не введены в эксплуатацию 624 коллективных прибора учета электроэнергии. Из 44 млн кВт*ч электрической энергии, потребляемой МКД, расчеты с использованием коллективных приборов учета осуществляются лишь за 4 млн кВт*ч. В данном случае управляющие компании отказываются от использования уже установленных коллективных приборов учета для расчетов платежей, несмотря на активные предложения электросетевых и энергосбытовых организаций. Установка коллективных приборов учета холодной воды технически возможна в 435 домах, однако лишь в 75 из них используются приборы учета при расчете платы за холодную воду. Объем холодной воды, потребляемой в многоквартирных домах, плата за которую начисляется с использованием общедомовых приборов учета, составляет 420 тыс. куб. м. При этом общий объем потребления холодной воды многоквартирных домов - 4,2 млн куб. м. В 374 домах необходима установка приборов учета горячей воды, но оснащено и используется в расчетах лишь в 44. Объем горячей воды, определяемый по показаниям приборов учета - 184 тыс. куб. м из 1,2 млн общего объема потребления горячей воды в многоквартирных домах. Установка коллективных приборов учета тепловой энергии требуется в 347 домах, но только в 38 из них осуществляется учет потребляемого тепла. Объем тепловой энергии, рассчитанный по общедомовым приборам учета, - 40 тыс. Гкал из 340 тыс. Гкал общего потребления тепла. Всего в настоящий момент установлено и используются при расчетах 240 коллективных общедомовых приборов учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии. Требуется установить и ввести в эксплуатацию 1897 приборов, причем, 681 прибор учета уже установлен (624 из них по учету электроэнергии). Таким образом, оснащенность общедомовыми приборами учета на территории Егорьевского муниципального района составляет 12%. Ориентировочная сумма финансовых средств для оснащения многоквартирных домов коллективными приборами учета составляет 234,3 млн руб. Указанная сумма подлежит уточнению после завершения разработки ПСД на выполнение работ в каждом из подлежащих оснащению приборами учета домов. Значительная часть МКД, оснащенных коллективными приборами учета, принадлежит жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья, жители которых осознанно и наиболее эффективно участвуют в реализации мероприятий по энергосбережению. Также весомый вклад в число домов, оснащенных общедомовыми приборами учета, вносят новостройки, ввод в эксплуатацию которых без коллективных приборов учета не допускается Градостроительным кодексом РФ. Исходя из положений Федерального закона «Об энергосбережении», Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что работы по установке и введению в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в МКД отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников МКД управляющая компания как лицо, ответственное за содержание МКД и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. При этом, исходя из статьи 13 Федерального закона «Об энергоснабжении», статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений. В целях снижения нагрузки на бюджет населения Федеральным законом «Об энергосбережении» предусмотрена возможность пятилетней рассрочки оплаты затрат управляющей организации. Частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергоснабжении» прямо установлено, что в случае, если собственниками помещений в МКД в срок до 01 июля 2012 года коллективные приборы учета установлены не были, то ресурсоснабжающие организации в срок до 01 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых они осуществляют. Следует отметить, что указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета. Таким образом, исходя из анализа законодательства, следует, что в настоящее время лицами, ответственными за оснащение многоквартирных домов, являются как управляющие организации, так и ресурсоснабжающие организации. Данный вывод поддерживается судебной практикой. Отказ от совершения действий по оснащению МКД коллективными приборами учета энергетических ресурсов, как со стороны управляющих организаций так и ресурсоснабжающих предприятий, является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрен штраф. Так, частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ за несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований их оснащенности приборами учета предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц - от 20 до 30 тыс. руб. Необоснованный отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от выполнения установленных для нее в качестве обязательных требований о совершении действий по оснащению зданий и сооружений приборами учета, в том числе многоквартирных домов, в соответствии с ч. 12 статьи 9.16 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на предпринимателей - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. В последнее время существенно возросла активность государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением требований по оснащенности зданий и сооружений приборами учета энергетических ресурсов. Выполнение обязанностей управляющих компаний по установке общедомовых приборов учета контролируется Государственной жилищной инспекцией Московской области. При выявлении факта отсутствия коллективного прибора учета в МКД в обязательном порядке применяются штрафные санкции в отношении управляющей организации. Причем, осуществляемые со стороны управляющих компаний попытки в судебном порядке оспорить правомерность примененного в отношении их административного наказания, к положительным результатам не приводят. Контроль над выполнением обязанностей по оснащению МКД коллективными приборами учета ресурсоснабжающими организациями осуществляется Федеральной антимонопольной службой, которая также заметно активизировала деятельность в рассматриваемом направлении. Наличие общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, выраженное в процентах от общего количества обслуживаемых организацией МКД, является одним из критериев оценки эффективности деятельности управляющей организации, используемым при составлении областного рейтинга таких компаний. В данном случае баллы в пользу управляющей компании начинают начисляться лишь при оснащенности обслуживаемых домов приборами учета на уровне 80% и выше. Нарушения в сфере энергосбережения, фиксируемые Госжилинспекцией, могут также способствовать отзыву лицензии у управляющей компании. Особенно важно, что отсутствие в МКД коллективных приборов учета приведет к негативным последствиям и для населения.  Правительство Российской Федерации в целях стимулирования установки и применения приборов учета энергетических ресурсов Постановлением от 16.04.2013 № 344 утвердило изменения в нормативные акты, касающиеся предоставления коммунальных услуг. Так, согласно изменениям, внесенным в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, теплоснабжению и электроснабжению будет умножаться на повышающий коэффициент, который будет плавно увеличиваться с 1,1 с 1 января 2015 г. до 1,6 с 1 января 2017 года. Мероприятия по установке общедомовых приборов учета включены в муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Егорьевского муниципального района на 2015 - 2020 годы», ход реализации мероприятий которой будет контролироваться Министерством энергетики Московской области, начиная с 2015 года. Мероприятия по оснащению МКД коллективными приборами учета предлагается осуществить с использованием ресурсов, находящихся в распоряжении управляющих организаций и ресурсоснабжающих предприятий. Для этого предлагается следующая схема действий. 1. Проведение активной информационной кампании по вопросам, касающимся организации и учета энергетических ресурсов, потребляемых многоквартирными домами. 2. Организация и проведение собраний собственников помещений в МКД с целью принятия решений об установке приборов учета. Следует отметить, что проведение таких собраний имеет в большей степени информационное и юридическое значение, поскольку, согласно Федеральному закону «Об энергосбережении», информацию о необходимости оснащения МКД коллективными приборами учета, а также о конкретных предложениях по их установке, необходимо довести до сведения собственников помещений в официальном порядке. Отсутствие положительного решения собственников в данном случае препятствием для реализации запланированных мероприятий являться не будет. 3. Получение технических условий установки приборов учета у ресурсоснабжающих предприятий. 4. Проектирование и определение точной стоимости работ по приобретению и установке приборов учета. 5. Закупка приборов учета и необходимого для их установки оборудования. 6. Выполнение монтажных работ муниципальными ресурсоснабжающими организациями. 7. Ввод в эксплуатацию установленных приборов учета. Их включение в состав общедомового имущества. 8. Включение расходов на приобретение, установку и текущее содержание введенных в эксплуатацию приборов учета в Единый платежный документ.   Проектирование, изготовление сметной документации, затраты на приобретение общедомовых приборов учета оплачиваются за счет средств управляющих организаций, выполнение монтажных работ - за счет средств ресурсоснабжающих предприятий. После ввода приборов учета в эксплуатацию денежные средства, перечисляемые собственниками жилых помещений, планируется в течение 5 лет направлять в определенном пропорциональном соотношении на счета управляющих организаций и ресурсоснабжающих предприятий. Предлагаемая схема представляется наиболее оптимальной для решения проблемы оснащенности МКД коллективными приборами учета. В отличие от варианта, связанного с заключением контракта с энергосервисной компанией, реализация изложенной последовательности действий будет способствовать росту доходов муниципальных унитарных предприятий ЖКХ за счет выполнения работ по монтажу приборов учета и их дальнейшего обслуживания.   После завершения доклада глава района А.В. Гречищев предложил подключить прокуратуру к решению вопроса  непринятия управляющими компаниями в эксплуатацию приборов учета. Кроме того, он предложил активнее работать главам поселений, ведь именно к ним будут в следующем году обращаться граждане, получившие квитанции с повышенными ставками вследствие отсутствия этих самых приборов учета. С некоторыми разъяснениями и вопросами выступили также представители «Мосэнергосбыта», МОЭСК и Егорьевских электросетей.   Подготовила М.Буньковская