Меню

В гостях у «Сказки»

9 февраля 2016 в 13:00
    Два года назад, в декабре 2013-го, первых воспитанников в свои стены принял новый егорьевский детский сад – Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования детский сад комбинированного вида №13 "Сказка". Возглавила новую дошкольную образовательную организацию Людмила Ивановна Савинкина, человек, больше известный в Егорьевске как режиссер документального кино, автор фильма «На тихих берегах Гуслицы», посвященного Егорьевску и столетию Егорьевского музея.     По своему первому образованию Л.И. Савинкина филолог, преподаватель русского языка и литературы. Окончила Коломенский педагогический институт. Несколько лет преподавала в школе. Потом училась в Московском государственном университете культуры и искусств, где получила вторую специальность - режиссер театра, кино и телевидения. Некоторое время Людмила Ивановна работала на Егорьевском телевидении, затем основала собственную редакцию программ, назвав ее «Ваше семейное телевидение». В последние годы Савинкина сотрудничает с одним из московских продюсерских центров, а также снимает фильмы по заказу Министерства культуры РФ.     Как говорит сама Людмила Ивановна, решение вернуться в педагогику, к своей первой профессии, пришло внезапно. Видимо, знания и опыт, накопленные за годы общения с самыми разными людьми, с которыми сводило Людмилу Ивановну документальное кино, подспудно требовали практической реализации. И такой реализацией стал проект под названием «Детский сад «Сказка»». Иного названия для учреждения, появившегося на свет в 2013-ом году под номером 13, быть просто не могло. Да и вообще, приятно осознавать, что каждый день, невзирая ни на что, ты ходишь в «Сказку»!     За два года детский сад «Сказка» сумел занять свою нишу в образовательном пространстве Егорьевска. Он пользуется популярностью, имеет свое лицо, о нем в городе знают многие. Но интерес журналистов к «Сказке» №13 не угасает. Вот и я решила побывать в гостях у «Сказки» и побеседовать с заведующей ДОО Людмилой Ивановной Савинкиной и ее заместителем и верной помощницей Ириной Сергеевной Смаровоз.     Разговор наш начался так:   - Людмила Ивановна, все новое, как известно, вызывает живой интерес окружающих. Ваш детский сад, отметивший в декабре 2015 г. свою вторую годовщину, для нас – все еще новое явление на образовательном горизонте района. Интересно узнать и рассказать нашим читателям, с какими новыми идеями и делами вы пришли в сферу дошкольного образования, какими свершениями можете похвалиться.   - Ой, сейчас как начну хвалиться! – рассмеялась в ответ Л.И. Савинкина. - Ирина Сергеевна, давайте хвалиться вместе!       И началась беседа на час с лишним, потому что о своем «сказочном» детище его «родители» могут говорить, как они меня заверили, без конца.     Начали, как водится, с «жили-были», то есть, с самого начала. А сначала в «Сказке» было трудновато. Новое здание, новый коллектив, новые дети и их родители. «Положение усугублялось еще и тем, что мы практически единовременно приняли все 110 детей, на которые был рассчитан наш детский сад, - рассказывает Людмила Ивановна. -     Адаптировать сразу такое количество малышей было сложно. Мы ходили нянчиться с ними все, невзирая на должности. Дети практически все плакали, просились домой или в тот детский сад, куда они ходили прежде. Нормальная адаптация предполагает единовременный приход в группу 2-3 новых детей. Воспитатель с ними работает, они постепенно привыкают к саду. А у нас практически в один день пришло в сад 110 новых детей! И со всеми нужно было работать, адаптировать к новому месту.     Плюс к этому шла притирка к новому зданию, где случались различные проблемы – большие и малые. То есть, на нас разом навалилось все, и, может быть, это было хорошо, потому что мы прошли через все испытания сразу. И теперь мы практически ничего не боимся. Лишь бы все были живы и здоровы.     И сразу мы определились, что у нас в саду будет много всего разнопланового. Мы сразу как-то подумали, что чем больше хорошего мы дадим нашим детям, тем лучше. Решили развивать художественное, театральное, музыкальное, хореографическое направления. У нас есть студия «Маленький гений», шахматы. Есть фитнес для малышей, бассейн. Все дети, которые ходят в бассейн, уже умеют плавать. За границей (в Голландии), если ребенок в 5 лет не плавает, родителей могут оштрафовать. Дети должны уметь плавать. И у нас все дети плавают».     «Потребность в такой разноплановости заключалась еще и в том, что мы располагаемся в микрорайоне, находящемся на отшибе, на окраине города, - поддерживает своего начальника и коллегу И.С. Смаровоз. - Отсюда не всегда просто добраться до каких-то городских кружков, секций, студий, чтобы отправить туда детей. Мы хотели детским садом закрыть все эти потребности. Хотя есть такие родители, которым и этого мало, и они все равно возят своих детей в городские студии, секции и кружки. И мы их понимаем, потому что каждому хочется, чтобы ребенок был всесторонне развит».     «Основным у нас, конечно, является театральное направление, - «сказывает сказку» Л.И. Савинкина. - Но мы решили так: одно театральное направление – это хорошо, но комплексный подход – лучше. И у нас образовался такой тройственный союз: театр – музыка – логопедия. Театр дает ребенку раскрепощение, а это очень полезно для дальнейшей учебы в школе: чтобы дети меньше стеснялись, меньше были скованны, зажаты. Музыка и логопедия тоже идут рядом».     «Когда мы приняли детский сад, то столкнулись с проблемой, что у нас многие дети плохо говорят, - поясняет И.С. Смаровоз. - Это сейчас общая беда: и постановка звуков плохая, и проблемы с насыщенностью речи (скудный словарный запас, плохо развиты эмоции). Дети «забиты» компьютерами, планшетами, в их жизни мало живой речи, мало книг. Поэтому мы стали комплексно бороться с этими проблемами. Когда ребенок начинает четко выговаривать слова, когда мы видим плоды наших трудов (а мы их уже видим) – это радует».     «Театральная деятельность позволяет нам решать и другие проблемы, - продолжает Л.И. Савинкина. – Например, через «мгновенный театр» наш психолог работает с воспитателями, чтобы снять у них зажатость, раскрепостить их. Есть же очень стеснительные люди. А работая с детьми, надо уметь все: и козликом попрыгать, и кошечкой помяукать, и змейкой поползать. Воспитатель – это, по сути, актер. Он должен уметь все и ничего не стесняться».     Меня заинтересовало, что такое «мгновенный театр», и Людмила Ивановна пояснила: «Это происходит так. Каждому потенциальному «актеру» предлагается спонтанно выбрать себе какой-либо театральный аксессуар. В зависимости от выбранного предмета «актеру» предлагается определенная роль. Допустим, кто-то выбрал себе шляпу – и стал Черепахой Тортиллой, кто-то выбрал бант – и стал Мальвиной, и т.д. Затем организатор «мгновенного театра» читает простенький сценарий, а «актеры» безо всякой подготовки должны исполнить свои роли.     В реализации проекта «мгновенного театра» нам помогает Коломенский государственный социально-гуманитарный университет (бывший Коломенский государственный педагогический институт), в частности, доцент университета, кандидат педагогический наук Наталья Федоровна Губанова (автор многих книг по игровой деятельности). Не так давно она привезла нам новую сказку, мы ее сейчас репетируем. Потом эту сказку хотим опробовать на родителях, воспитателях из других детских садов. До этого свой «мгновенный театр» мы демонстрировали на «круглом столе» на тему: «Детство в пространстве социума и культуры», который проводился на базе нашего ДОО в ноябре 2015 г.».     «Благодаря театральной деятельности наши дети очень раскованны. Они хорошо читают стихи, поют, танцуют. Поэтому наших детишек сегодня приглашают везде выступать. Какие только сцены мы не прошли! Наши дети не боятся выступать ни в ДК им. Конина, ни в ЦКиД «Пегас», ни на уличных мероприятиях, - похвалялись, как и обещали, Л.И. Савинкина и И.С. Смаровоз. - И сейчас у нас очень большая мечта - организация летнего театра. Конечно, мы никого этим не удивим, потому что у многих это уже было (например, в детском саду №15). Но это наше желание. Микрорайон у нас большой, не каждый может прийти в детский сад на наши праздники – по гигиеническим соображениям и пр. А если мы поставим на улице лавочки, сделаем летнюю эстраду, то сможем позвать на свои выступления (и летом, а может, и зимой, если будет не слишком холодно) жителей всего микрорайона. Хочется, чтобы на наших детей могли посмотреть, чтобы они могли себя показать. Разные можно придумать мероприятия.     В идеале хотелось бы организовать свою мультстудию. Но пока к этому мы еще не готовы. Это сложно, но это было бы здорово, если бы дети придумали сказку (с родителями или с воспитателями), нарисовали или слепили ее и сделали маленькое подобие мультика. Пока решили начать с песочной анимации, думаем, к лету мы это осилим».     «Конечно, не все еще получается, но идей много, коллектив – просто замечательный, - итожит Л.И. Савинкина. - Думаю, за два года мы многое успели сделать.     Хочется, конечно, большей помощи родителей в наших делах. У меня племянница в Голландии живет. И вот у них родители, приводя детей в детский сад, могут, если у них имеется свободное время (даже 5 минут), почитать детям книгу, порисовать с ними и т.д. У нас пока такого нет».   - Кто-то может сказать, что у вас новый детский сад, иная форма собственности (не муниципальная, а негосударственная), иная форма финансирования (частно-государственное партнерство) со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому вам можно экспериментировать, можно делать что-то свое. Пригоден ли ваш опыт для других садов? Или здесь все зависит от руководства сада, от его коллектива? – закругляя беседу о ДОО «Сказка», спросила я .   - Отвечу так, - сказала Л.И. Савинкина. - Когда мы с мужем делаем какие-то фильмы, то независимо от того, сколько нам человек за них платит, мы делаем свою работу качественно, потому что по-другому не можем, не умеем. Если есть умный руководитель, а у нас таких в муниципальных садах много, если он горит сам и «зажигает» свой коллектив, то, вне зависимости от формы собственности, от бюджета дошкольной образовательной организации, творчество там бьет ключом. Тяжело безумно, но коллектив идет за такими руководителями, потому что видит «горящее сердце Данко» - по-другому не скажешь. Для нас большим примером в работе служат детские сады №5 и №15 и их руководители Любовь Анатольевна Скворцова и Оксана Никодимовна Бит-Юхан. Мы очень благодарны Л.А. Скворцовой, считаем ее своим наставником, учителем. И у нее нам учиться – не переучиться. Мы любим делиться опытом и любим его перенимать. Мы с удовольствием ездим по другим садам, куда нас приглашают. И еще хочу сказать. Я хотя и привожу часто в качестве примера опыт зарубежных стран, опыт той же Голландии, но очень люблю Россию. И всем говорю, что, несмотря ни на что, в России жить хорошо. Просто у нас сейчас непростые времена. Я много езжу по разным странам, и когда возвращаюсь домой, всегда очень радуюсь. Это только издалека кажется, что там все хорошо, а у нас все плохо. Там люди живут так же, как и мы. Нам всем надо перетерпеть этот период, где-то затянуть пояса. И обязательно рассказывать своим детям, в какой великой, сказочно прекрасной стране мы живем.   Подготовила Е. Кашаева   Когда материал был уже подготовлен к печати пришло сообщение, что Людмила Ивановна Савинкина назначена директором Егорьевского телевидения. Желаем ей удачи!