Меню

Время растить патриотов

23 января 2015 в 13:00 Просмотров: 0
В конце декабря 2014 г. в Интернете прошла информация о том, что Министерство образования и науки РФ рассчитывает в ближайшее время вынести на рассмотрение правительства проект «Стратегии развития воспитания в РФ», реализация которой должна помочь воспитать российских детей как всесторонне развитых и ответственных граждан. Документ предлагает поставить во главу угла воспитание в семье и формирование российской идентичности.   В ходе обсуждения проекта в Госдуме председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала мнение, что сфера воспитания в России сейчас требует существенных преобразований. «Сфера воспитания требует столь глубоких преобразований, что правильно говорить о создании новой системы воспитания. Длительное отсутствие четких нравственных ориентиров, самоустранение, в какой-то мере, государства из процесса воспитания, недооценка воспитательного компонента в школе отрицательно сказались в целом на состоянии нашего общества», — сказала она. По предложению спикера Валентины Матвиенко стратегии придадут статус национальной. Обсуждение разрабатываемой Минобрнауки «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» прошло на специальном заседании патриотической платформы партии «Единая Россия». Сообщается, что это уже 11-я редакция документа, готовый вариант которого будет вынесен на общественное обсуждение после 20 января. Утвердить бумагу планируется к июню 2015 г. Стратегию готовит рабочая группа из 85 человек, среди которых представители Министерства образования и науки, эксперты, депутаты. В общих положениях документа приоритетной задачей России обозначено «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Ориентиры воспитания детей, пишут авторы, сформулированы Президентом, а сама стратегия нужна для реализации положений закона «Об образовании». «Национальным воспитательным идеалом» авторы проекта считают «признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей». Сейчас страна находится «в условиях цивилизационного вызова», поэтому стратегия направлена на «единение российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция». Задачами стратегии названы поддержка семейного воспитания «на основе повышения уровня ответственности родителей», повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, поддержка детей, «требующих особой заботы общества и государства» и др. Среди приоритетов государственной политики в области воспитания - «защита прав и законных интересов каждого ребенка, включая его право на ценностное самоопределение», «признание преимущественных прав родителей на воспитание детей и их защита», «воспитание детей в духе взаимоуважения на основе общечеловеческих и национальных традиций, семейных ценностей» и т.д.   Стратегия включает десять основных направлений развития воспитания. В числе первых – поддержка семейного воспитания, а именно «развитие традиционной семейной культуры воспитания детей с учетом исторической роли всех традиционных религий России» и пр. В системе образования авторы документа предлагают расширить «вариативность воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов, способностей». В плане гражданского и патриотического воспитания стратегия призывает сформировать у детей «целостное мировоззрение, российскую идентичность, уважение к своей семье, обществу, государству на основе культурного и исторического наследия», «мотивы и смысловые установки личности, позволяющие противостоять асоциальным явлениям, экстремизму, ксенофобии, дискриминации», а также разработать программы воспитания для правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов.   Духовно-нравственное развитие детей, согласно разрабатываемому документу, должно включать «воспитание уважения к матери, отцу, учителю, старшему поколению, сверстникам, другим людям», развитие «коллективизма, солидарности, милосердия и сострадания». Также авторы проекта предлагают применять «разнообразные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам». Реализовать стратегию в первую очередь планируется через совершенствование законодательства разного уровня. В числе прочих механизмов - повышение престижа профессии педагога, многоканальное финансирование воспитания из бюджетов разных уровней и за счет привлечения инвестиций. Итогом реализации стратегии авторы надеются увидеть «укрепление российской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества», «осознание обществом приоритетности и значимости воспитания», «повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, укрепление традиций семейного воспитания» и т.д. Сообщается, что перед утверждением документ должен пройти полноценную процедуру широкого общественного обсуждения. Стратегия разрабатывается в рамках плана первоочередных мероприятий российского правительства по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.   В педагогической общественности отношение к разрабатываемому документу неоднозначное. Педагоги опасаются нового наплыва «бумаготворчества» и несостыковки теоретических наработок с практикой. Вот что сказала по поводу разрабатываемого документа заведующая детским садом №5 «Подсолнушек», депутат Совета депутатов Егорьевского муниципального района, педагог с огромным опытом работы Любовь Анатольевна Скворцова. - Конечно, патриотизм — это великое дело. И мы, действительно, в последние годы ушли в воспитательной работе от этой темы. Сегодня мы должны растить гражданина своей страны; ребенок должен знать, в какой стране он живет, чтить все наши ценности. Мы сейчас не зря об этом говорим. Мы все смотрим телевизор, мы видим, насколько мы сегодня кому-то мешаем. Поэтому, конечно, от того, какие у нас растут дети, зависит наше будущее. Министерство образования РФ ставит перед нами задачи, которые мы должны выполнять. Там люди грамотные, они смотрят вперед - выше нас, дальше нас. Конечно, мы обязательно должны всему этому следовать. Мы готовы работать. Но очень хотелось бы, чтобы при разработке столь важного для нас всех документа учитывалось мнение не только теоретиков, но и практиков, простых педагогов, которые работают «на земле», в непосредственном контакте с детьми, их родителями, иными структурами. Сегодня у нас теория ушла далеко вперед, а практика не всегда за ней поспевает. И тому есть объективные причины. Практика — она как сито, отсеивает то, что не нужно, не полезно, не жизнеспособно. Жизнь все равно поставит все на свое место. Но хотелось бы не терять время на эксперименты. Вот это, может быть, главное. Да, пусть этот документ будет, пусть он внедряется, развивается, но чтобы готовили его опытные люди, практики, профессионалы.   Подготовила Е. Кашаева